slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3 slideshow 4

Зотова Елена Борисовна

Зотова Елена БорисовнаДиректор Центра образования №324 «Жар-птица»,

кандидат педагогических наук.

 

Хочу затронуть такую тему – как Вы пришли к идее ввести в обычной школе музыку для всех?

В детстве я училась в общеобразовательной школе и в музыкальной, и у меня вызывало дискомфорт то, что между этими школами нет никакой связи. Мои успехи в музыкальной школе, моя радость от общения с музыкой совершенно никого не волнует в общеобразовательной школе. Общеобразовательная школа считает, что музыка - это что-то дополнительное, неважное. Хотя я чувствовала, что музыка помогает мне в изучении… И уже тогда у меня появилась мысль о том, чтобы объединить эти две школы.

Я закончила физико-математический класс, но поступила в музыкальное училище, а потом окончила институт как музыкальный педагог. Но я хотела работать не в музыкальной школе, а именно в общеобразовательной. И поэтому с однокурсниками мы на третьем курсе пришли в эту школу 324. Здесь у нас много педагогов, с кем я училась вместе.

Тогда мы начинали с хоровой студии, в ней было 20 человек. А через несколько лет у нас уже было 120 детей в хоровой студии, мы начали ставить спектакли. Было фортепиано, хор, сольфеджио, музыкальная литература.

А вот идея интегрировать общее образование и музыкальное - это пришло, конечно, позже. В 90-м году появились вариативные планы, и один из них был с углублённым изучением музыки. Мы хотели создать модель обучения, когда в общеобразовательной школе музыка занимала бы важное место, ведь она помогает и в изучении математики, и иностранных языков, и дарит радость ребёнку, даёт ему уверенность в себе и т.д.

В 90-м году мы открыли первый музыкальный класс. А в 2000 году у нас был первый выпуск этих детей, которых мы набирали в первый музыкальный класс. Так, постепенно, за 10 лет мы создали всю ресурсную базу, а это в первую очередь педагогические кадры. Основной ресурс – это, конечно, педагоги, которые будут работать с детьми. И поначалу это было очень сложно.

Я помню очень хорошо, когда нам говорили, что мы отбираем детей. Но мы их не отбирали, принимали всех. Когда дети занимаются музыкой, у них формируется совершенно другой менталитет. Во-первых, они очень чувствительны к интонациям, они очень чувствительны к отношениям, у них совершенно другая коммуникация. Они по-другому слышат. Они слышат не содержание, а интонацию. У них очень хорошо развита интуиция. Это плюсы. Минусы тоже бывают. Эти дети не сразу учатся управлять своими эмоциями, а учителя это не всегда понимают. Ребенку надо пройти определенный путь, чтобы научиться управлять своими эмоциями. Ведь музыка в первую очередь связана с эмоциями, потому что ни одну фразу не сыграешь на инструменте, если ты её эмоционально не пережил. Не будет никакой кульминации, даже элементарной фразы из 3-х нот, если ты её не прочувствовал душевно, духовно, эмоционально… А уметь управлять этими эмоциями – это длительный процесс, не все понимают, что ребёнку сложно это сделать. И взрослые-то не все управляют эмоциями, а ребенку это особенно тяжело.

Потом я в диссертации описывала всю эту ситуацию.

Музыка очень много даёт детям. Они участвуют в концертах, и ребёнок живет, он идет вверх благодаря концертам. Он видит, что его занятия – для того, чтобы дарить радость людям, что он теперь не простой человек, что у него задача выше… Потому что если ему говорить – 3-5 часов в день занимайся просто так для себя, ни один ребенок этим заниматься не будет. Все во дворе в футбол играют, а я должен сидеть. Детям сложно объяснить, что они занимаются для себя, а не для нас. Они этого не понимают. Ребенок сначала учится для родителей, для педагогов.

И вот это осознание, того что они дарят другим радость, меняет их. Они начинают получать удовольствие, это даёт им зарядку на следующие занятия, дает возможность следующего рывка.

Что им дает это для личного развития? Личного состояния, будущего. То, что он приобщился к музыке и то, что он занимается пением.

Во-первых, дает то, что эти дети очень коммуникативны. У таких детей ( я наблюдаю это в течение многих лет) - даже тех, которые в начале были самыми закомплексованными, заторможенными - к 11-му классу мы видим, насколько они раскрепощаются, они начинают свободно себя вести. Не нагло, а именно свободно вести себя в любой коммуникации. Даже сегодня я смотрела двухчасовой концерт, это был концерт самодеятельности. Учителя не готовят с ними эти номера, это их фантазия, они сами всё придумали, сами подготовили, нам показали - свои танцы, песни, сказки, провели с нами игры, всё сделали сами.

И я в очередной раз увидела, насколько отличаются дети, которые занимаются актерским мастерством. Насколько они свободно держатся, насколько поставлена речь, они владеют собой, звук летит… Если там есть ребенок, который не занимается актерским мастерством и сценической речью - мы ничего не слышали, и надо было прислушиваться. А другой ребенок такой же небольшой, но он озвучивает весь зал, и звук у него до стены доходит и возвращается назад.

Ну конечно, и вся физиология. Я уж не говорю о тех, кто занимается хореографией и пластикой – это ощущение своего тела и гармонии своего тела. А вокал – это гармония всех внутренних органов. Потому что если дети профессионально занимаются вокалом – этот столб воздуха снизу доверху, это полное кровообращение по всему телу. А если ребенок попал в резонатор и понял, что такое вибрато, то его уже за уши от вокала не оторвешь.

А что такое вибрато?

Вибрато – это колебание мышц, когда звук идет не прямым столбом, а как бы пульсирует… Оно придаёт голосу теплоту, одухотворённость. Вчера было потрясающее вибрато у певицы, которую вы слышали - когда звук не прямой, а когда он объемный.

Что такое вибрато впервые я поняла в 93-м году, когда мы попали на курс - фонопедический метод развития голоса Виктора Владимировича Емельянова. И тут я узнала, что у меня вибрато природное. Есть люди, у которых оно природное, а есть люди, у которых нет вибрато от природы, его можно сделать.

Когда с маленькими детьми начинают делать эти упражнения, оно потихонечку встает, даже у кого нет вибрато от природы. Это основа вокального пения. Считалось раньше, что вибрато могут владеть только взрослые певцы, но, как выяснилось, чем раньше правильно поставлен будет голос, тем лучше для ребенка.

Наши дети с 1-2 класса знают, что такое вибрато. Вам надо просто прийти на урок. Вам будет просто интересно.

Последний вопрос – как отражается приобщение к музыке и пению на усвоение детьми любых других предметов? Просто на их школьной жизни, обучении, про здоровье вы уже сказали.

В принципе, мы наблюдаем, чем больше дети заняты, тем лучше они успевают в школьных предметах. Но бывает по-разному. Есть дети, которые больше склонны к гуманитарным предметам, но, как правило, у всех идет гармонизация полушарий мозга. Кроме того, музыка очень хорошо развивает логическое мышление. А у тех, кто занимается на музыкальном инструменте, идет колоссальное развитие всего организма.

Почему-то сейчас многие этого не понимают. Инструмент – это одновременно голова, нога, рука, все тело, все мозговые функции. Великолепное развитие музыкальной памяти у наших детей, конечно. Они такое количество музыкальных произведений учат наизусть, песен, хоров, поют многоголосие.

Американский социолог Ричард Флорида говорит, что инновации в области новейших технологий невозможны без искусства и музыки. Как вы прокомментируете такое высказывание?

Я читала, что директор Майкрософт сказал, что они берут к себе в программисты в обязательном порядке людей с начальным музыкальным образованием. Потому что у людей, у которых есть хотя бы начальное музыкальное образование, совершенно по-другому развиты логически-творческие процессы. Я полностью с этим согласна, музыка не зря считалась важнейшим предметом в обучении с древности. Но и сейчас в такой технически развитой стране как Япония, все дети учатся играть на музыкальных инструментах.