slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3 slideshow 4

Зикеев Геннадий Павлович

Заместитель Председателя Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, кандидат технических наук.

Ваша точка зрения касательно роли культуры в обществе.

Прежде всего следует сказать, что основы культуры  заложены в европейских странах. И, например, Германия, Франция, да в принципе можно брать любую европейскую страну, где большие корни культурного слоя, который создаётся из поколения в поколение. В результате это  приводит к определенной ситуации, что нужно поступать именно так, а не по-другому.

Поэтому, рассматривая Россию, можно сказать о том, что потеряны истоки культуры, древней российской культуры. Основа русского литературного языка была заложена Пушкиным, а как его преподают на сегодняшний день - это ставит молодое, школьное и любое поколение в какую-то тупиковую ситуацию. Основы разбиваются. То же самое, если брать другие направления. В музыке, например, Чайковский, Мусоргский, - это основа, это классика, её нужно сохранить в первозданном виде, и  продвигать, а не ломать, что происходит сейчас на сегодняшний день в культуре при современных тенденциях.  Ломать - это искажает саму картину смысла, то, что было заложено в первое издание и музыкального и литературного и какого угодно.

Каков экономический аспект? Откуда он возник, этот экономический аспект? А экономические аспекты возникли, прежде всего, из исторических фактов. История говорит, что   капитал создавался на основе определённого поведения, которое диктовалось культурными образцами, культурной основой и т.п. А вот эта основа в культуре размыта и потеряна на сегодняшний день. Это моя точка зрения.

Совсем недавно была встреча, встречались люди моего возраста, и все в один голос сказали, что культуры как таковой в России нет.   Система культурного обеспечения населения – это не только дорогостоящий театр. Это национальные небольшие музыкальные театры, клубы. Этой  системы нет. На сегодняшний день эта проблема есть не только в области культуры, но и в области образования. Потому что система ломается, та, которая раньше была, но другая на  сегодняшний день не сложилась.

И люди не понимают до сегодняшнего дня, а для чего это делается. Должен быть какой-то результат, работа на население. По примеру европейских стран, там   все государства работают на население. И они созданы для того, что государственные люди должны работать на человека, прежде всего. Жителя той территории, которая является на сегодняшний день страной Россией. Я сожалею о том, что у нас этого нет.  Вот критикуют Белоруссию, а они разработали так называемый социальный стандарт  для своего населения.  В результате мы изучаем опыт подготовки кадров в Белоруссии.

 А раньше  в России, в Москве были центры. Это говорит о том, что наступил переломный этап, который необходимо либо исправлять, либо создавать новый социум. Современный социум, который бы позволил, в конце концов, привести к тем нормативам жизнедеятельности или жизнеобеспечения, жизнепроживания, которые бы позволяли нам жить  комфортно в этой стране.

Как вы считаете, нужна ли музыка ребенку, который не станет певцом или артистом?

 Это нужно, любому ребенку, любому культурному человеку. Почему? Потому что в результате   взросления ребёнок должен получить широкое образование, даже если станет узким специалистом. Ему нужны различные знания, в том числе и в области искусства. Это надо закладывать в детстве. Если это не заложено, он не сможет осознавать и понимать, что происходит. Особенно важно знать культурное наследие – выставки, музыкальные вечера. Без основ культуры общество начинает вырождаться.  Лев Гумилёв говорил, что национальность либо сохраняется, либо исчезает. Вот у нас на сегодняшний момент растворяются основы государственного состояния, общества, что приводит в недоумение, кто же мы на самом деле.

Это выражено во многих вещах, в учебниках, в системах передачи знаний от одного человека к другому.. Один философ говорил, что если не удаётся передать в полном объёме знания, то следующее поколение передаёт тот кусок знаний, который оно получило. В результате объём знаний становится меньше из поколения в поколения, что приводит к минимальному уровню знаний или деградации, что мы наблюдаем сегодня в нашем обществе.

Это не только в области искусства, когда ломаются стереотипы классических оперетт, опер. Эксперименты могут проводиться, но не в Большом театре. Это национальное достояние, как сказал президент, площадка, которая всегда существовала за счёт государства, является кладезем музыкальной культуры для всех поколений, а сейчас Большой превратился в коммерческое предприятие. Если это национальное достояние, то оно должно нести ту крупицу минимальной культуры, которая необходима для населения. Не надо смешивать с основой нашей культуры, которая складывалась поколениями. Это имеет негативные последствия – развенчивается  ореол национального достояния, культуры нашего общества.

Я сожалею, что молодёжь попадает в атмосферу экспериментов, это имеет очень негативные последствия для всего общества, и исправить это невозможно. Культура должна переходить из поколения в поколение, увеличивать потенциал – наши дети должны получать больше информации, чем мы, и так каждое следующее поколение. Даже взять Интернет – там огромное количество информации – а соответствует ли она действительности? В этом надо разобраться.

В школе нужно давать основы понимания искусства, это должно быть в семье, в детском саду. Это основа основ сохранения нашего общества.

Что человеку для жизни даёт музыка? Что он знает музыку, поёт, ходит в театр?

- Я могу судить по себе. Мне это даёт отдых, расслабление, общение, информацию, которой нет в обыденной жизни, там мне комфортно. Вот книга – это не только текст… Это произведение искусства.

Вообще искусство должно быть доступно для всех. Картины должны быть не только в запасниках,   в музеях, а доступны всем желающим.  

Просветительство очень важно, сейчас его меньше. Оно должно быть. Дети должны знать, как звучат классические инструменты, знать музыку. Просветительство надо развивать и развивать. Чтобы были клубы, направления, секции, связанные с искусством. 

Или пение – раньше все пели во дворах, а сейчас этого нет. Надо найти формы, чтобы в школах было хоровое пение, чтобы дети пели, играли на музыкальных инструментах, рисовали, танцевали и т.д.

Что Вы хотели бы порекомендовать родителям, которые будут читать это интервью?

Заниматься детьми, а не только всё время зарабатывать деньги. Детьми надо заниматься постоянно.