slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3 slideshow 4

Ворона Валерий Иосифович

Ворона Валерий ИосифовичВорона Валерий Иосифович

Ректор Государственного музыкально-педагогогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова

Президент общественного фонда "Русское исполнительское искусство"

Заслуженный деятель искусств РФ, профессор

 

На парламентских слушаниях вы говорили о том, что в нашей стране создана уникальная система музыкального образования, на которую равняется мир, она формировалась в течение веков, полмира – это наши таланты, но сейчас эта система находится под угрозой. У нас благотворительный проект, связанный с просвещением обычных детей, чтобы для них построить своего рода мостик к этому огромному миру музыкальных достижений, о котором многие не имеют никакого представления. Первый вопрос у меня такой: для чего человеку музыка? Если ребёнок не станет музыкантом-профессионалом, певцом и т.д., то нужно ли ему вообще знать о Моцарте и Бахе?

Надо определить приоритеты - что нужно для развития ребенка в первую очередь. И здесь мы говорим о развитии духовном, о воспитании общечеловеческих ценностей. В этом смысле надо ребенка знакомить с теми сокровищами, достижениями, которые до него были созданы предыдущими поколениями. Это необходимо для того чтобы он стал преемником этих гуманитарных достижений. Многие великие люди говорили о том, что для проявления человеческого духа выше музыки ничего нет. Зачем же лишать представителя человечества, наследника нашей цивилизации главного его признака?

 Мы считаем, что цивилизация и всё, что в ней существует, в конечном итоге проявляется в культуре, в искусстве. И в истории остается именно это. Помните известную фразу из фильма «Покаяние»: «Если дорога не ведет к храму, то зачем она?». Мы считаем, что цивилизация вообще существует для музыки. Музыка – это категория до конца не познаваемая, мы не знаем, что это такое. Она как любовь, как бесконечность. Человечество будет всегда пытаться объяснять это, и никогда до конца не объяснит. Может быть, это язык космический? Без музыки нет полноценного восприятия жизни и понимания, в какой мир ты попал.

Человек, который лишён понимания сути культуры, знания основных достижений в духовной сфере, может быть просто опасным. Такой человек чужд осознания того, в какой среде, в каком сообществе он живёт, в каком мире. Ведь вокруг каждого человека создаётся своё поле влияния, и если этот, как теперь говорят, «не продвинутый» человек окажется инициативным и ещё, не дай Бог, облеченным какой-то властью, то он становится опасным. Это невежество становится опасным для развития общества в целом. Чем больше таких невежественных в духовном отношении людей, тем больше риска, что этот баланс перейдет в какую-то критическую массу, и общество начнет дичать.

Давайте вспомним - в дореволюционном образовании, домашнем или не домашнем, но везде, где чему-то обучались, гуманитарные предметы были обязательны. Каждый умел рисовать, каждый умел танцевать, каждый умел петь и играть на музыкальном инструменте, каждый практиковался в поэзии. Всё остальное имело уже прикладное значение в зависимости от того, какой он выбирал в жизни путь.

Человек, получивший гуманитарное образование, обладает более богатым восприятием жизни и мира в целом.

Без этого ни в какой области человек не сможет добиться высот, продвижения вперед.

Если убрать вообще музыку, как будто её нет, это будет совсем другой мир, другие люди...

Игнорировать это - значит не понимать смысла своего существования…

 Если мы не даем человеку с ранних лет доступа к культурной сокровищнице мира, мы ограничиваем его в правах. Это не простой вопрос – это дискриминация. Каждый человек приходит в мир, и он должен иметь право на равный доступ к тем достояниям, которые присутствуют в этом мире, чтобы стать его полноценным представителем и занять в нем свое место.

Возьмем пример религии. К ней обеспечен свободный доступ каждого. Каждый может прийти в храм. Предположим, он не знает, что это такое, но у него есть возможность увидеть его, зайти туда и понять, что это такое. Так же должно быть и в отношении музыкальной культуры.

Но у нас не строятся залы. Москва - одна из крупнейших музыкальных столиц мира. И всего один зал с настоящей акустикой – Большой зал консерватории, на такую столицу – это нонсенс. Он построен 150 лет назад, и ничего за это время не появилось нового. На Западе очень популярно вкладывать в строительство залов – там понимают, что это престижно, что это признак цивилизованности государства, и той эпохи, в которой они жили. Люди ощущают свою причастность к истории и ответственность.

До революции меценаты понимали цену этому, они формировали культурную среду, окружение, в котором жили. Сейчас эту среду не формируют, а разрушают то, что было создано. Сегодня телевидение и интернет создали новую виртуальную реальность. И если в этой реальности не присутствуют все составляющие реальной жизни, и, прежде всего, фундаментальная культура, то это можно назвать дискриминацией. Нам нужен новый Закон о средствах массовой информации, где это было бы учтено.

Сейчас этого нет, и народ фактически отторжен от своего достояния.

Без этого молодежь оказывается лишенной духовных ориентиров, формируется с искаженной системой ценностей.

Хорошо, что наконец-то начались строиться спортивные объекты – стадионы, спортзалы, бассейны, фитнес-клубы. Так же должны появляться и духовные объекты. И это тоже вещи окупаемые. Причем они окупаемые не только от эксплуатации.

Что дает культура? Прежде всего, она формирует насыщенную интеллектуальную среду, без которой невозможно достичь передовых позиций ни в науке, ни в экономике, ни в какой-либо другой сфере. Если нет высокой интеллектуальной среды, то не будет и передовых идей. Тогда мы сможем заниматься только открытием велосипедов.

Вот эту функцию культуры многие не понимают. И считают, что можно все поделить, а что останется – культуре. Это дилетантский, невежественный, непрофессиональный и бесхозяйственный подход. Удивляться этому не приходится. Мы пережили варварский век, и выйти из этого состояния в одночасье невозможно. Мы еще долго будем ощущать его последствия.

 Человек может выжить и в пещере, это уже было. Если игнорировать значение культуры для развития общества и прогресса, лишить себя искусства, музыки, то именно к этому состоянию, к этому «качеству жизни» мы и будем двигаться.

Я хотела бы услышать Вашу оценку такого состояния дел, когда обычный ребёнок не имеет доступа к музыкальному образованию, фактически он лишён этого права. Он не знает о том, что это вообще существует.

Приобщение к музыке – это большое искусство. Надо быть, прежде всего, самому в нее влюбленным и при этом быть тонким психологом, знатоком детской души. Заставлять и принуждать к занятиям – значит отбивать интерес. Можно человека заставить приседать и отжиматься, как в армии, наказав его этим приседанием, а можно, наоборот, дать ему возможность приобщиться к физическим нагрузкам как награду, привить «мышечную радость» и желание каждый день развивать и укреплять свои физические кондиции. Тоже самое - в духовной сфере, в искусстве, только здесь речь идет о развитии интеллектуальных мышц, об умении и привычке души трудиться.

В этом и есть мастерство педагога. Вспомните свое школьное детство - если учитель был по-настоящему увлечен своим предметом, то это передавалось ученикам, и этот предмет становился вашим любимым.

Недавно мы побывали на гастролях с нашим Молодежным камерным оркестром в Южной Корее. Там 2 или 3 канала, которые показывают только классику. Причем, в эфир попадают не только звёзды, а каждый имеет возможность себя проявить, в том числе и начинающий. Всё, что происходит в музыкальной культуре, отражается на этих каналах. Молодёжь этим по-настоящему интересуется, ее приучают к высоким образцам искусства. Поэтому у них великолепные концертные залы с потрясающей акустикой и они всегда заполнены. У них совершенно иной уровень интересов.

В чем особенность художественного образования? Именно в том, что мы создаем единственный в своем роде индивидуум. Штучный, самобытный и неповторимый. Каждый человек уникален. И каждый интересен именно своим особенным строем мышления и внутренним миром. В этом принципиальное отличие искусства от всего остального – оно формирует основы личности.

Каждый деятель искусства уникален. В искусстве, если что-то сегодня не произошло, то оно уже не произойдёт никогда. Если мы сегодня потеряли музыканта, он уже не состоится. Мы не заметили какое-то явление, не дали возможность сегодня сыграть, что-то сказать, что-то воспроизвести, не поддержали какую-то идею, интересное начинание, - значит, потеряли это навсегда.

По идее, конечно, нужно фиксировать каждый шаг каждого крупного художника, потому что это духовный капитал нации. Он живой носитель уникальной культуры. А у нас, как известно, не принято оберегать личность при жизни. Памятники архитектуры, музеи у нас охраняют, заповедные зоны в природе… А вот людей никто не охраняет.

Педагогическая деятельность, особенно в нашей сфере – это сложнейший труд, который требует сочетания множества качеств. Мы открываем для себя мир глазами учителя. Важнейший культурный пласт нашего общества - эти педагоги, которые занимаются именно художественным образованием. Однако, к большому сожалению, особенности и специфику этого образования должным образом не изучают и не понимают.

В советском периоде было много хорошего, и, также было много недопустимого. С этим мы не разобрались до конца. Если государство считает, что на культуру достаточно тратить 0,73%, то в этом и есть наследие варварской эпохи. Это наплевательское отношение к своему народу. Если бы на наших заседаниях, коллегиях, парламентских слушаниях могли присутствовать наши титаны не столь давнего прошлого, думаю, нам было бы очень стыдно. Мы их последователи, но на нашем веку ничего качественно нового не произошло, всё, в основном, было создано до нас. Мы получили колоссальный культурный капитал, беззастенчиво прожигаем его, и ничего не вкладываем в будущее, как вкладывали в нас.

Если мы не будем замечать существующих в мире тенденций, не сориентируемся, не изменим концепцию и подходы к культурному строительству в ближайшее время, то очень скоро, мы и в этой сфере, где имеем наибольшее влияние в мире и уже более 100 лет лидируем, станем провинцией. Жаль будет потерять один из важнейших российских приоритетов.

Мы создали лучшую в мире сеть музыкального образования, но не научились извлекать из этого пользу для страны, в том числе и экономическую.

Мы воспитываем музыкантов, вкладываем большие государственные деньги, - музыкальное образование занимает больше 20 лет - а все дивиденды идут западным продюсерам.

Если в общеобразовательных школах культивировать интерес к классике, приобщать молодежь к фундаментальной культуре, то у нас появится большая аудитория, которая наполнит концертные залы, и, таким образом, наши специалисты, исполнители станут востребованными на Родине и останутся в стране, а западные продюсеры у нас их будут покупать. Это было бы для страны выгодно во всех отношениях. Но мы, почему-то, делаем все наоборот. Представьте себе, что, к примеру, Германия нам скажет: ребята, мы вкладываем в производство Мерседесов, вы берите их себе, продавайте, зарабатывайте, а мы у вас их потом купим. Смешно?

Вот такой теперь бизнес в нашей сфере. А ведь это капитал, это валюта. Кроме всего, это самые рентабельные вложения с точки зрения имиджа. Здесь позитивное лицо России, весь мир наш, здесь не нужен переводчик. Все западные и восточные университеты и консерватории насыщены российскими педагогами, все оркестры нашими музыкантами, мировая концертная афиша на 60% состоит из наших музыкантов. Сейчас мы можем потерять эту уникальную сокровищницу, которая создавалась многими поколениями просвещенных россиян.

Американский социолог Ричард Флорида сказал: «Инновации в области высоких технологий невозможны без искусства и музыки». Как Вы прокомментируете это высказывание?

Ницше сказал: «Жизнь без музыки была бы ошибкой». Это как раз то, о чём мы сейчас с Вами говорим. Если взглянуть на нашу историю, не трудно заметить, что всем открытиям в науке, успехам в экономике, достижениям в иных сферах, предшествовали влеты и накопления в культуре и искусстве. Без этих накоплений, без насыщенной интеллектуальной среды, инновации невозможны ни в какой области. К тому же, музыка развивает интеллект, фантазию, творческий потенциал личности как ничто другое. Музыкально образованный человек видит мир совсем в иных, более богатых красках. Он приобретает своего рода дополнительный орган чувств. Искусство и музыка дают возможность освоить духовный и культурный капитал предшествующих эпох, определить вектор дальнейшего развития в любой сфере и цивилизации в целом, позволяют улавливать более тонкие материи и мыслить более тонкими категориями, чем обычный, не развитый в этом отношении человек. Поэтому он в большей степени предрасположен к инновациям.

Только всесторонне развитая личность способна открыть и создать что-то новое.