slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3 slideshow 4

Владимир и Ольга Скуратовские

 
Владимир и Ольга Скуратовские – педагоги-музыковеды, руководители музыкально-педагогического проекта «Юная опера» (г.Днепропетровск, Украина).

Как Вы считаете, нужно ли обычному ребёнку, который не станет музыкантом, артистом, знать музыку, оперу, уметь самому петь?

Ольга: - Я убеждена, что музыка является абсолютно незаменимым «каналом» восприятия мира. Это и источник новых впечатлений, ощущений, состояний, и в то же время возможность найти отклик своему собственному чувственному опыту. Музыка индивидуальна и всеобща. Я всегда говорю ученикам о том, что они счастливчики – им дано прикоснуться к тому лучшему, что создало человечество за века своего существования. Недавно с выпускниками музыкальной школы мы говорили о современной музыке – как академической, так и о рок-, поп- музыке. В момент обсуждения «хорошей и плохой» музыки 15-летняя Мария произнесла: «Смотря где ее искать». Я думаю, дети, много лет занимающиеся игрой на инструменте, играющие в оркестрах, поющие в хоре, слушающие на уроках симфонические и оперные шедевры, знают, где искать.

А что такие занятия дают ребенку для его будущего?

Ольга: - Я решила задать этот вопрос ребятам, которые занимаются у меня в музыкальной школе. Многие из них успешны, достигли первых профессиональных результатов, но есть и те, кто занимается по своему желанию, но не без лени. Так вот, все они считают, что человека, осведомленного в музыке, уважают в обществе, с ним есть о чем поговорить, у него шире круг тем для общения. Среди рассуждений есть мнение о том, что с классической музыкой можно ощутить что-то новое, развить свое воображение. Многие отмечают, что благодаря классической музыке люди становятся добрее, жизнерадостней, отзывчивей, а еще – спокойнее и мудрее. «Мир кажется приветливей». Один парень лет 12-ти выразился так: «Человек – это душа. А музыка помогает выразиться душе, учит чувствовать.

Владимир: - Кроме того, какой бы тривиальной ни казалась мысль: «Музыка начинается там, где кончается слово», весь наш профессиональный и человеческий опыт подтверждает, что музыка способна выразить то, что невыразимо во всех иных ипостасях. А значит, человек, слушающий и знающий великую музыку, наделяется некоей особой глубиной вне зависимости от того, понимает ли он это.

Однажды Иосиф Бродский, отвечая на вопрос о масштабе личности Анны Ахматовой, заметил, что общение с ней поднимало любого человека на более высокую ступень. Так вот, слушание и знание музыки Баха, Моцарта, Шопена, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева – возвышает и духовно обогащает каждого, кто к этому искусству прикоснулся. И происходит это на уровне души, что значительно важнее любого рационального подхода.

Что Вы хотели бы порекомендовать родителям, которые будут читать это интервью?

Владимир, Ольга: - Родителям мы сказали бы следующее:

Во-первых, речь в принципе не идет о том, чтобы направлять Ваших детей в профессиональную музыкальную деятельность. Музыкантов не должно быть много, к тому же – все равно выбирать они будут сами.

Во-вторых, углубление в высокое музыкальное искусство ни в коем случае не сделает жизнь Ваших детей проще и легче. Но хотите ли Вы ЛЕГКОЙ жизни для них? Может быть, нужно стремиться к тому, чтобы жизнь эта была насыщенной яркими событиями, неожиданными открытиями, содержательными встречами и т.д.?

Изучение музыки великих мастеров позволит Вашим детям приоткрыть дверцу в тот волшебный мир, о котором подавляющее большинство окружающих Вас людей даже не догадывается. И это сделает их неизмеримо богаче, хотя и поставит перед ними массу новых вопросов и проблем, разрешения которых, возможно, придется искать всю жизнь.

Очень важно, чтобы дети видели, что родители сами увлечены музыкой, любят ее слушать, а, может быть, и исполнять самостоятельно. Только тогда это может стать семейной традицией и будет иметь базисное значение в воспитании детей.

Знание классической музыки не даст Вашим детям дополнительных материальных благ, но обогатит их таким духовным базисом, который сделает их личность гораздо более самодостаточной и убедительной в любых отраслях человеческой деятельности. И помните: для любого дворянина, аристократа, да и просто культурного человека в ХІХ столетии владение музыкальным инструментом и знание шедевров музыкальной культуры были абсолютной нормой. Неужели же Ваши дети хуже?!