slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3 slideshow 4

Учит ли нас исторический опыт?

Елена Борисовна ЗотоваРетроспективный анализ роли музыкального образования
в становлении личности
Зотова Е.Б.,
директор Центра образования №324 «Жар-птица»,
кандидат педагогических наук.
Кто музыку не носит сам в себе,
Кто с детства глух гармонии прекрасной,
Тот может стать обманщиком, глупцом.
Такого человека – остерегись
У. Шекспир

 

 

О формировании личности

 

Люди за фортепианоМировой финансово-экономический кризис, захватывает и область образования и воспитания, в том числе и художественного. В силу развернувшихся социальных процессов началось разрушение традиционных форм досуговой культуры. Образующийся вакуум зачастую становится пространством стагнации и деградации личности. Мы забываем, что положительные эмоции, увлечение любимым делом, интересный досуг являются основой формирования и развития личности. А наиболее значимым профилактическим средством особенно в детском возрасте является искусство.

Искусство – важнейшее средство приобщения к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Естественно и ненавязчиво, вводя ребёнка в контекст культуры человеческих отношений, оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Искусство активизирует чувственную сферу человека, стимулируя одновременно мыслительную деятельность, способствуя появлению новых идей и проектов, увеличивая творческий потенциал сознания, его производительную отдачу в соответствии с объектом приложения умственных способностей человека.

Искусство дает эмоционально-нравственный заряд человеческому сознанию, способствует его социализации и более эффективной отдаче в различных областях общественной жизни. Фактически искусство – наиболее универсальный стимулятор общественного сознания, его творческого характера. Музыка в этом плане выполняет особую роль как искусство, непосредственно воздействующее на чувственный мир личности. Отсутствие реальных зрительных факторов, непосредственно связанных с музыкальным содержанием, обусловливает силу ее эмоционально-чувственного воздействия

Г.П. Шевченко подчеркивает, что «специфичность эстетического, в том числе музыкального воспитания в том, что оно формирует у школьников понимание красоты, утонченность, обостренность мировосприятия, духовные потребности и интересы, эмоционально-эстетическое отношение к действительности и искусству, развивает творческие способности. Такое проявление эстетического начала как художественное видение, ритм, воображение, ассоциативность, фантазия, интуиция, синтезация разрозненных представлений и т.п. имеет важное значение и носит универсальный характер. Без них невозможно современное производство, научное творчество, нравственное развитие личности».

 

Музыка и воспитание в древности

 

ГрекС древнейших времён музыкально-эстетическому воспитанию придавалось огромное значение. Так, например, античная система образования и воспитания предполагала обязательное обучение детей, начиная с 7 лет, в двух школах: школе «грамматиста», где они учились читать, писать и считать, и школе «кифариста», обучавшей пению и игре на музыкальных инструментах (лире, кифаре, флейте и др.). Существовали также специальные мусические школы, ставившие перед собой задачу эстетического воспитания. В программу этих школ входило обучение грамоте, литературе, музыке, а с IV века до нашей эры – и изобразительному.

Придавая огромное значение музыке как средству нравственного воспитания, греки разработали учение об «этосе» – теорию этического воздействия на человека музыкальных ладов, ритмов и инструментов. Теория этоса обосновывала особенности нравственно-смыслового воздействия мелодий, написанных в различных ладах. Важнейшее положение греческой эстетической педагогики – мысль о том, что нравственное поведение человека определяется музыкой. Музыка служит своеобразной «гимнастикой души», способной оказать решающее воздействие на формирование характера. Пифагор настаивал на том, что сила воздействия музыки – в очищении (нравственном, духовном и телесном, физическом).

Пифагорейцы считали, что благоустроенное государство «музыкально», ибо подчиняется правильному «ладу».

Другой представитель философской и эстетико-педагогической мысли в эпоху античности – Аристотель, разработал целостную систему музыкально-эстетического воспитания детей, включавшую четыре предмета: музыку, изобразительное искусство, грамматику и гимнастику. Аристотель особое внимание уделял музыке, выдвигая своеобразное обоснование нравственного воздействия музыки на психику человека. Аристотель первым из античных философов и педагогов подчеркнул необходимость практической музыкальной деятельности в процессе обучения детей. Наряду со слушанием музыки, опыт игры на музыкальных инструментах, пение является, по мысли Аристотеля, неотъемлемой частью музыкального воспитания подрастающего поколения. В эпоху античности:

впервые были выработаны основные понятия музыкальной теории,

намечены критерии художественной содержательности музыкальных произведений,

музыкальное воспитание стало пониматься как один из наиболее важных факторов становления и развития личности,

исследована сущность музыкального этоса.

 

Музыка и воспитание в средние века и эпоху Просвещения

 

Ренессансные ангелыСредневековыми теоретиками музыка понималась не как искусство, а прежде всего как наука. На первой ступени обучения средневековые университеты имели факультеты искусств, через которые обязан был пройти каждый студент. «Известно, что музыка входила в состав семи «свободных наук-искусств», где рассматривалась как одна из областей математических знаний, наряду с арифметикой, геометрией, астрономией, и понималась, прежде всего, как наука о числах». Эти учебные заведения, являясь очагами музыкальной культуры, стали ведущими в области развития теории музыкального образования.

Век Просвещения стал новым этапом в истории развития теории и практики музыкально-эстетического образования и воспитания. Эстетическое воспитание мыслилось в эпоху Просвещения как главное средство установления «общественной гармонии». Характерной для эпохи Просвещения стала мысль о том, что посредством искусства и эстетического воспитания можно поднять человека до уровня свободной общественной, политической и нравственной жизни. В эпоху Просвещения возникли оригинальные и детально разработанные эстетико-воспитательные концепции социалистов-утопистов.

Наиболее яркую и своеобразную концепцию музыкально-эстетического воспитания разработал Ш. Фурье. Выдвинув идею целостного всестороннего воспитания, он активно поддержал мысль о педагогическом значении удовольствия в процессе приобщения детей к искусству. Ш. Фурье разработал систему конкретных мероприятий с целью музыкально-эстетического развития детей, начиная с 6-месячного возраста. Одним из важнейших средств эстетического воспитания он считал оперу, так как благодаря опере в процесс воспитания включаются «все виды искусства»: пение, инструментальная музыка, поэзия, пантомима, танец, гимнастика и др.. Мечтая о том, чтобы все дети с раннего возраста привыкли выступать на драматической или музыкальной сцене, участвовать в пении, игре на инструментах, танцах и пр., Ш. Фурье выдвинул программу организации музыкально-драматических школ и институтов.

В эпоху Просвещения возникают и оформляются как самостоятельные области музыкознания социология музыки, история музыки, художественная критика. Появляются специальные музыкальные словари.

 

Музыка и воспитание в 20 веке

 

Человек играет на тромбонеВ ХХ веке одной из ярких концепций музыкального образования и воспитания была концепция немецкого философа и педагога Рудольфа Штайнера. Музыкальному воспитанию детей Р. Штайнер уделял особое внимание. Пение, игра на музыкальных инструментах, организация классного оркестра и различных ансамблей, эвритмия наполняли жизнь ребёнка ежедневно. Р. Штайнер считал, что музыка «углубляет» детей, что художественно-эстетическое воспитание ребёнка не есть самостоятельная отрасль, дополняющая обучение по основным предметам или содержание внеурочной деятельности. Оно должно органично вливаться в каждое занятие, в каждый урок, превращая его в собственное произведение искусства. В концепции Р. Штайнера наиболее значимым стало положение об эстетизации всего учебного процесса и деятельностном подходе в музыкальном воспитании.

 

Музыкальное воспитание в России

 

ХорВ России еще в XVIII в. выдающиеся деятели русской культуры А.Н. Радищев, Е.Р. Дашкова и Н.И. Новиков призывали к серьёзному отношению в деле музыкального воспитания, к глубокому изучению музыкального искусства, последовательным и систематическим занятиям.

Возникновение и стремительное развитие российской теории музыкального образования и воспитания относится к ХIХ веку. Появление консерваторий, музыкальных школ, музыкальных обществ, теоретических трудов, посвященных музыкальному образованию, привело к подъёму музыкальной педагогики. Во многих учебных заведениях (кадетских корпусах, губернских гимназиях, женских институтах) вводились обязательные музыкальные занятия.

Музыкальные педагоги России конца ХIХ – первой половины ХХ века С.И. Миропольский, А.И. Пузыревский, С.В. Смоленский утверждали, что способности могут развиваться в соответствующей деятельности и стремились доказать необходимость и возможность всеобщего музыкального образования.

В 1891 году В.П. Гутор призвал к внедрению обязательного музыкального образования в массовых школах: «Организация музыкального образования должна быть такова, чтобы дать возможность существующим талантам обнаружиться и развиться до такой степени, до которой каждый талант способен подняться. Для этого музыкальное образование должно быть повсеместным и общедоступным…».

 

Педагоги о музыкальном образовании

 

Актуальными и для современного музыкального образования являются идеи раннего музыкального образования и воспитания, которые изложены в педагогических концепциях, начиная с Аристотеля. Значительное место раннему музыкальному воспитанию уделено и в педагогической деятельности представителя свободного воспитания, педагога, философа, врача Марии Монтессори. Ею были доказаны и описаны сензитивные периоды развития голоса, слуха, моторики ребёнка. Например, сензитивным периодом развития голоса М. Монтессори считала возраст 3-5 лет. Ни один день в школе М. Монтессори не обходился без песен, танцев, музыки, так как музыкальное воспитание, по её мнению, очень близко соотносится с естественными потребностями ребёнка.

Выдающийся учёный-педагог В.А. Сухомлинский также подчёркивал, что музыкальное воспитание ребёнка нужно начинать в раннем детстве. Именно этот период является тем оптимальным возрастом, когда закладывается интерес к музыке, который должен стать чертой характера, натуры человека. По наблюдению Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка». В его педагогической концепции музыке отводится ведущая роль в формировании гуманистических основ личности. Он считал, что «культура воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

КабалевскийОчень многие деятели культуры говорили о приоритетном значении среды в развитии музыкальных способностей. Так австрийский композитор и эстетик 19 века Д. Шубарт подчеркивал: «Музыкальная одаренность – природный дар человека. Как она разовьется, зависит лишь от среды, в которой растет человек». Один из классиков американской теории эстетического воспитания В. Лоуэнфельд ставил основной целью воспитания посредством искусства «установление эмоционального баланса личности и среды через терапию искусства». По мнению ученого, наиболее раннее применение «терапии через искусство» обеспечивает свободный ничем неограниченный выход эмоциональной энергии, позволяющей личности быть более адаптированной в среде (24). Выдающийся пианист Г.Г. Нейгауз подчеркивал: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты. Тогда наш труд оправдан».

Практически все выдающиеся деятели педагогики и музыкального образования подчеркивали необходимость построения целостной системы музыкального образования в массовой школе.

В фундаментальном труде выдающегося философа-гуманиста ХVII века Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» были изложены основные идеи музыкального образования и воспитания. Музыкальное воспитание по мысли учёного, - одна из сторон гуманистического воспитания. Впервые Коменский обозначил контуры системы массового музыкального воспитания, начиная с младенчества, выработал основные принципы обучения, предложил практические советы родителям и педагогам. Я.А. Коменский выстраивает систему музыкального образования по классам следующим образом:

-в первом (подготовительном или «преддверном») - "из музыки – скалу тонов и ключей вместе с сольфеджио. Ибо нельзя допустить, чтобы питомцы муз были несведущи в музыке: потому-то некогда Фемистокл, оттолкнувший лиру, считался необразованным человеком";

- во втором («вступительном») – "…из музыки в совершенстве изучить сольфеджио";

- в третьем (“зальном”) изучить многоголосное пение или так называемую «симфоническую музыку»;

- в четвёртом («философском») к пению прибавить инструментальную музыку (игра на музыкальных инструментах);

- и, наконец – в старших классах («логическом», «политическом», «богословском») продолжить изучение церковных гимнов, псалмов, молитв (12).

Особую роль в музыкальном образовании ХХ столетия сыграли музыкально-педагогические концепции К. Орфа и З. Кодая. Эти музыкальные педагоги считали, что музыкальные представления, начиная с элементарного уровня, накапливаются по мере общего созревания личности и поэтому важно следить, чтобы музыкальное развитие не отставало от общего развития.

Результатом музыкально-педагогической практики К. Орфа стал знаменитый «Шульверк» – уникальная школа для воспитания детей при помощи музыки, вся система занятий в которой, строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных детских музыкальных инструментах (4).

Ведущими принципами концепции З. Кодая стали следующие:

- в процессе образования музыке отводится центральная роль;

- хороший музыкальный вкус воспитывается с детства;

- задача школы – приобщение к серьёзной музыке;

- ежедневное пение развивает тело и душу;

- основой музыкального воспитания является народная музыка;

- пение и движение должны быть связаны;

- музыкальное воспитание положительно воздействует на развитие разнообразных способностей ребёнка.

Задачи музыкального образования и проблему формирования духовных ценностей личности педагогическая система З. Кодая решает посредством развития культуры слуха, музыкальной восприимчивости, активных певческих навыков. Основой «венгерского метода» являются систематические занятия музыкой, начиная с трёхлетнего возраста”.

 

Важность активной творческой деятельности

 

Авторы практически всех названных выше концепций подчеркивают необходимость приобщения к искусству через активную творческую деятельность. «Деятельностные» подходы в развитии музыкальной культуры общества заложены и в концепции композитора и музыковеда Б.В. Асафьева, который считал, что не достаточно лишь эмоционального восприятия искусства, необходимы умения и знания – как средство, как язык понимания и познания искусства, а способности необходимые для занятий искусством, формируются и развиваются в процессе художественной деятельности. Он доказал, что собственное воспроизведение музыки ребенком стимулирует его творческую активность. Б.В. Асафьев рассматривал музыкальное воспитание как средство духовного обогащения личности. Его идеи имели неоценимое значение для развития теории и практики музыкального воспитания. «Музыку слушают многие, - отмечал Б.В. Асафьев, - а слышат немногие. Слышать и видеть так, чтобы ценить искусство, это уже напряжённое внимание и умственный труд. Услышать и увидеть – это уже понять. Человек в процессе восприятия искусства не мыслит себя вне отношения к действительности».

И.Ф. Стравинский подчеркивал, что стремительный прогресс в распространении музыки механическими способами, неслыханная легкость знакомиться с музыкальными произведениями безо всяких усилий, развивает в людях лень и равнодушие… «Ибо в музыке, более чем в какой-либо другой области искусства, понимание дается лишь тем, кто совершает какое-то действенное усилие. Одного пассивного восприятия недостаточно… ибо можно слушать, но не слышать, смотреть и не видеть».

Известный российский ученый В.М. Бехтерев, исследуя психологические подходы к музыкальному образованию, рассматривал музыкальную деятельность как чрезвычайно важное условие развития ребенка, его навыков, привычек, вкусов. Развитие музыкального слуха, по его мнению, «должно играть в воспитании не меньшую, а скорее большую роль, нежели живопись, ибо музыка, начиная с раннего возраста, уже способна возбуждать эстетическую эмоцию».

 

Музыкальное образование в России

 

В отечественной истории можно проследить все периоды развития музыкального образования, начиная со второй половины XVII века, с программы Николая Дилецкого. Это была не только программа, но и методика изучения основ музыкальной грамоты, пения, сочинения многоголосной музыки. Основой музыкального развития Дилецкий считал музыкальное восприятие и музыкальную деятельность (прежде всего вокально-хоровую).

В первой половине XIX века методические основы массового образования во многом определялись развитием общей педагогики и психологии. Если до середины XIX века программные требования в области музыкального образования были составной частью учебно-методических пособий, Уставов, Инструкций, Правил постановки музыкального образования, то во второй половине XIX века появляются программы по музыке как самостоятельные структурные единицы образовательного процесса.

В первой трети XX века были поставлены вопросы об обязательности преподавания пения во всех школах в объеме 3-х часов в неделю в «низших классах» и по два часа во всех остальных классах. Съезд хоровых деятелей выработал программу преподавания пения во всех восьми классах общеобразовательной школы. Программа включала: музыкальную грамоту, сольфеджио, церковное пение, изучение строя русской песни, знакомство с былинным музыкальным эпосом, понятие о гармонии, контрапункте, знакомство с произведениями русских и западноевропейских композиторов.

В 1918 г. Народный комиссариат по просвещению ввел всеобщее музыкальное образование. В учебных планах 1918-1923 гг. с 1 по 4 классы было предусмотрено 2 часа, а с 5 по 9 по 1 часу урока музыки в неделю. Занятия музыкой не ограничивались только пением, вводились занятия по музыкальному творчеству, расширяется объем материала по музыкальной грамоте, слушанию музыки. Усиление идеологизации школы, технократический подход и строгая регламентация привели в 30-е годы к изменению подходов к роли музыки в развитии личности и сокращению часов в учебном плане до 1 часа с 1 по 7 класса, а в 40-е годы с 1-по 4 класс. В основном музыка становится «средством коммунистического воспитания».

Начиная с 70-х годов на основании решения коллегии министерства Просвещения СССР от 4 декабря 1970 года лаборатория музыки и танца НИИ художественного воспитания АПН СССР приступила к работе над экспериментальной программой для общеобразовательных школ. Составителями Ю.Б. Алиевым, В.К. Белобородовой, Е.Я. Гембицкой, Т.Н. Овчинниковой, Г.С. Ригиной были разработаны два варианта программы (1974 и 1976 г.), рассчитанные на 2 часа в неделю с 1 по 10 класс. На основе этих вариантов в 1979 году была создана «Типовая программа по музыке для общеобразовательных школ».

Данная программа была предназначена для учащихся 1-7 классов из расчета одного часа в неделю. Составители программы исходили из идеи необходимости комплексного воспитания и обучения учащихся, раскрывающейся в трех аспектах: 1) воздействие музыкой на нравственную, эстетическую и умственную сферу школьников; 2) обучение их основным видам музыкальной деятельности; 3) комплексное решение четырех линий-задач учебно-воспитательного процесса: воспитания, обучения, развития и образования.

В это же время группа сотрудников лаборатории музыкального обучения при НИИ школ Министерства просвещения РСФСР под руководством Д.Б.Кабалевского работала над экспериментальной программой по музыке, которая была утверждена в 1981 году для 1-3 классов и в 1982 году для 4-7 классов. Основная задача программы – воспитание музыкальной культуры учащихся как части их духовной культуры.

Ведущие положения данной программы нашли более полное претворение в программах последнего десятилетия XX века.

 

Практика последних десятилетий и проблемы, которые она ставит

 

В концепции «Художественное развитие как путь к гуманизации школы» (13) была обоснована роль искусства на пути к гуманизации школы, раскрыто содержание художественного образования, определен дифференцированный и средовой подход в преподавании. Резкой критике, между тем, подверглось состояние эстетического образования в современной общеобразовательной школе тех лет, «приведшее к опасным перекосам в психическом развитии ребенка: явлениям «эмоциональной тупости», утилитарному отношению к жизни», нравственному недоразвитию учащихся.

К сожалению, многие задачи этой концепции были только продекларированы. Вся надежда авторов концепции в деле музыкально-эстетического образования возлагалась на студии, кружки, музыкальные школы.

Наряду с концепциями музыкального образования, необходимо обратиться к рассмотрению состояния массового музыкального образования в современной российской школе.

В 1991 году на Всероссийском совещании, посвященном проблеме «Теория и практика художественно-эстетического воспитания школьников» резкой критике подверглись и концепция 1988 года, и музыкальное образование и воспитание в массовых школах, в частности урок музыки: «…дети мало слушают и мало поют, да и урок музыки всего раз в неделю». В целом ряде выступлений вновь поднимался вопрос о роли активной художественной деятельности в развитии личности: «Нельзя процесс обучения сводить только к формированию какой-то абстрактной «духовности», воспитывая неуча и невежду. Помимо чувств, необходимо формировать интеллект ребёнка, учащегося, подростка. А для этого через восприятие, последующую творческую деятельность надо подводить школьников к осмыслению музыкальных, а также жизненных явлений, отражённых в искусстве. Но без деятельностного подхода в музыкальном обучении о плодотворности занятий не может быть и речи, ибо вообще вне деятельности нельзя заниматься никаким искусством».

В течение последних десятилетий постоянно приходится слышать о кризисе музыкального образования. «К сожалению, школа, которая призвана стать центром приобщения школьников к искусству и с его помощью систематически развивать и всесторонне воспитывать духовные потребности человека, по-прежнему недооценивает его роль».

Негативным был не сам факт выделения музыкальных школ в самостоятельную образовательную структуру и, в дальнейшем, их переход в ведение органов управления культуры. Пагубным явилось концептуальное разведение массового музыкального воспитания, которым должна заниматься общеобразовательная школа, и углубленного музыкального образования, для которого предназначена специализированная школа – детская музыкальная школа.

Практика последних десятилетий работы показывает, что большая часть выпускников музыкальных школ, несмотря на достаточно высокую успеваемость и приобретённые знания, умения, навыки, не только не сохраняет потребности в дальнейшем самообразовании, но и не сохраняет потребность находиться, общаться среди духовных ценностей, определяющих ценностно-ориентационное поле музыкальной школы. К тому же часть детей подросткового возраста бросают музыкальную школу, не получая начального музыкального образования.

Среди причин этого явления, которые называют педагоги-исследователи, узкая профессионально-исполнительская ориентация учащихся музыкальных школ, слабая реализация идеи творческого характера музыкальной деятельности, «разорванность» ребёнка между двумя школами и невостребованность музыкального образования социальной средой.

Отсутствие индивидуальной работы с детьми, увлечение внешкольных учреждений массовыми мероприятиями, формирует у учащихся повышенный интерес к зрелищам, пассивное потребление духовных ценностей.

Массовое музыкальное воспитание в общеобразовательной школе в последние годы минимизировано в прямом смысле слова - до 1 часа в неделю.

В рамках подготовки к Всесоюзному съезду работников народного образования в 1988 году были опубликованы альтернативные концепции новой системы образования. Школам впервые было предложено несколько вариантов учебных планов. Среди них было и 6 вариантов учебных планов для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Первые четыре варианта предполагались для классов с углубленным изучением изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры; 5-й вариант – для общеэстетического направления и 6-й вариант для классов с углубленным изучением предметов музыкально–эстетического цикла. На основании этого плана и рекомендаций во многих школах в 1990 году были открыты первые классы с углубленным изучением художественно-эстетических предметов.

В это же время в 1988-1989 годах в связи с изменением экономической ситуации в стране повсеместно стали закрываться многочисленные хозрасчетные детские студии, клубы, кружки, которые существовали в общеобразовательных школах, дворцах и домах культуры, домах пионеров и школьников. С появлением вариативных учебных планов государство гарантировало сохранение направления работы по эстетическому воспитанию детей на бюджетной основе.

На Всероссийском совещании в 1991 году, посвященном проблеме «Теория и практика художественно-эстетического воспитания школьников», среди острых критических выступлений, о которых упоминалось выше, в выступлении Л.Г. Арчажниковой был предложен один из путей выхода из кризиса: «Ведя речь о вариативности учебных планов и программного обеспечения предмета «музыка», нельзя умолчать о новом явлении в школьной жизни – о школах с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла. К этому шагу многие годы шли школы двух министерств – просвещения и культуры. С одной стороны, появлению этих школ предшествовало возникновение и развитие школ-комплексов, эстетических центров, хоровых студий; с другой - появление детских школ искусств, школ общего музыкального образования. Но именно эти школы позволяют с наибольшей точностью выявить талант, развить способности ребёнка, дать ему возможность найти и реализовать себя. Школы с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла в процессе своей деятельности, решая задачу профессиональной направленности, вместе с тем успешно работают над решением проблемы стимулирования мотивации обучения, формирования интеллекта средствами искусств».

Однако, не приняв во внимание итоги и рекомендации этого совещания, а также положительные результаты работы таких школ, в 1998 году Министерство образования своим приказом уничтожило неокрепшие ростки нового образовательного поля, фактически отказавшись от приверженности к вариативному образованию.

Заданные установки общества проверять выпускников лишь на знание базовых предметов, переход к ЕГЭ сделали реальностью необязательность наличия предметов искусства в учебном плане школ.

По данным опросов отделов кадров окружных управлений образования, в Москве нет свободных вакансий учителей музыки, так как во многих школах уроки музыки ведут не педагоги-музыканты, а учителя начальной школы, используя на уроке аудио- и видеотехнику.

В ведущих педагогических изданиях высказываются сомнения в принципиальной целесообразности одночасового предмета в учебном плане. Дело не только в том, что один урок в неделю может вызывать трудности в освоении предмета. Дело и в том, что при уменьшении числа часов на предмет возрастает число классов, с которыми должен работать учитель, чтобы обеспечить себе полную ставку. Нетрудно подсчитать, что при одночасовом предмете учитель должен вести занятия, по крайней мере, в 18 классах – а это более 450 учащихся. К тому же, учителя музыки в школе имеют большой объём внеклассной работы - подготовка общешкольных праздников, как правило, на общественных началах. Учитывая специфику преподавания урока «Музыка» – большую эмоциональную, физическую (голосовую) нагрузку, можно понять, почему данный предмет постепенно стал исчезать из многих школ.

«Обучение ребёнка 18-22 предметам, из которых только один или два относятся к искусству, создаёт фрагментарную, отчуждённую от него картину мира. Не выходя при общении с учеником на уровень сопереживания, не предлагая ему деятельность, в которой он мог бы проявить своё творчество и доброту, приобрести целостную картину мира, современная школа продолжает отлучать ребёнка от духовной культуры».

 

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования определяется предпрофессиональный уровень по большинству школьных предметов, в том числе по музыкальному искусству, хотя очевидно, что без его углубленного изучения на 1-й и 2-й ступени это невозможно. Как отметил Н.И. Киященко – «…Здесь опять обнаруживается присущая нам парадоксальность нашего бытия и развития в мире: на уровне добрых пожеланий и благородных стремлений мы всегда на высоте, но всегда же на самом нижайшем уровне в реализации этих добрых пожеланий и благородных стремлений».

Многие выпускники современной школы владеют несколькими иностранными языками, но, оканчивая школу, не владеют ни одним из языков искусств. Из анализа последних постановлений и решений Министерства образования РФ в деле музыкально-эстетического образования можно сделать неутешительный вывод: огромный исторический опыт, научно-исследовательские труды наших современников не будут востребованы, если школу покинут «проводники» музыкальной культуры – педагоги-музыканты, и тогда «возможности художественного развития новых поколений надолго останутся на уровне «физиологического минимума».

 

Решение данной проблемы

Каков же выход можно найти в данной ситуации? В связи с отсутствием необходимых нормативно-правовых документов на федеральном уровне, не надеясь на улучшение ситуации, решения об открытии и поддержке школ с развитым музыкально-эстетическим содержанием образования принимают региональные, муниципальные и частные учредители по представлению администрации школ.

Это не означает, что все дети по окончании таких школ выберут профессию музыканта. Это означает лишь то, что наиболее одаренные дети в области искусства, желающие продолжить образование по выбранной профессии получат хорошую базовую подготовку, достаточную для поступления в специальные учебные заведения, а у остальных – музыка, развивая основные качества личности, займет достойное место в области досуга. Опыт работы нашей и ряда других школ доказал, что необходимо и возможно качественно и гармонично воспитывать в таких школах как будущих любителей музыки, так и будущих профессионалов-музыкантов.

 

 

Список литературы.

Апраксина О.А. О деятельности С.И. Миропольского: Из истории музыкального воспитания. / Под ред. О.А. Апраксиной. – М.: Просвещение, 1990. - 120 с. (С. 47-48)

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л.: Музыка, 1973. – 144 с. (с.90-92).

Асафьев Б.В. Сущность и задачи художественного воспитания. - РГАЛИ.1947, - 40 с.

Баренбойм Л.А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа (сборник статей, пер. с немецкого) - Л.: Музыка, 1970. – 160 с.

Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. – М: 1916, - 16 с. (3-4)

Бодина Е.А. История музыкального воспитания школьников. Учебное пособие. - Куйбышев МГЗПИ, 1989 - 81 с.

Булычёв Б.Е. Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути её совершенствования. Дис. …канд.пед. наук. - Н.Новгород, 1998. – 147 с.

Волк П.Л. Парадоксы музыкального образования в России. //Искусство и образование. – 1999. - №2 - С. 42-47.

Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. - М.: УВЦ Инноватор, 1995. - 115 с.

Едунов С.М., Праслова Г.А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. Методическое пособия для учителей музыки. – СПб: Изд-во СПбГУПМ, 2001. - 140 с (8-9 стр.)

Киященко Н.И. Художественное и эстетическое образование – фундаментальная основа культуры. //Искусство и образование. М. 2001. - №3 - С.4-9.

Коменский Я.А. Пансофическая школа. – М.:Педагогика.1982. Т.-2.- 576с. ( 74с.)

Концепция. Художественное развитие как путь к гуманизации школы. - М.: НИИ школ, 1992.- 16 с.

Мелик-Пашаев А.А. Колонка редактора. // Искусство в школе. – М., 2000. -№3. - С. 4.

Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения – Под. Ред. В.П.Шестакова. – М.:Музыка, 1996. – 574 с.- (с.430)

Музыкальное воспитание в Венгрии: Музыкальное воспитание в ХХ веке.//Под ред. Л.А. Баренбойма. – М.: Советский композитор. 1983. – 400 с. – 62 с.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1982. – 300 с. (186с. )

Панченко О.Г., Бирич и.А. Мировоззренческие основы гуманной педагогики в России. / Под общ. ред. И.А.Бирич. – М.:АПКиПРО, 1999. – 52 с.

Плохова М.Г. Развитие системы эстетического воспитания. Очерки по истории школы и педагогической мысли. (1961-1981) М.1987 с 300-301

Проблемы музыкального воспитания на современном этапе реорганизации общеобразовательной школы. Материалы Всероссийского совещания. 1991 г. Л. Арчажникова, С. Шаронова. - М.: Школа, 1992, С. 17 (с.7,8,10).

Раненко М.Э. Общее музыкальное образование как средство социализации учащихся средней школы Дис. …канд.пед.наук. - Санкт-Петербург, 1998, - 180 с.

Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. - .Л.: Музгиз 1963. - с.220-221

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1990. – 54 с.

Терентьева Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учебное пособие в 2 ч. – С-Пб.: Образование,1994. 1ч. – 167 с., 2ч. – 148 с.

Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе. Киев, 1985. – 87с.

Штайнер Р. Духовное обновление педагогики. – М.:Парсифаль, 1995. – 215 с.