slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3 slideshow 4

О состоянии и возможностях художественного образования

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

доктора психологических наук А.А. Мелик-Пашаева.

Источник - журнал "Искусство в школе", № 1 за 2008 год.

Постановка проблемы.

Главная цель настоящей Записки – привлечь внимание ведомств, учреждений и конкретных лиц, определяющих и ответственных за образовательную политику в России, к возможностям общего художественного образования, к резкому несоответствию этих возможностей и наличного состояния дел и к тем неотвратимым и, возможно, необратимым последствиям, которые оно за собой влечет.

В центре нашего внимания будут психолого-педагогический и культурно-образовательный аспекты данной проблематики. Но прежде всего следует пояснить, в чем мы видим основную и наиболее трудно преодолимую причину неэффективности или малой эффективности попыток принципиально изменить к лучшему состояние дел в художественном образовании. Как, кстати говоря, и в положении отечественной художественной культуры. (Эти две области неразделимы, и размышляя о художественном образовании, мы будем время от времени обращаться и к проблемам культуры).

Вопреки видимости, эта причина, с нашей точки зрения, коренится отнюдь не в недостаточном финансировании и не в косности тех или иных нормативов или административно-правовых схем; все это, в конечном счете, только симптомы болезни. Поэтому и «вылечить» художественное образование (как и культуру) невозможно с помощью тех или иных законодательных актов или введения налоговых льгот для возможных благотворителей в этих сферах (о чем часто и обоснованно вспоминают, сравнивая нашу ситуацию с тем, что происходит в «развитых странах»), как бы эти меры ни были важны и полезны сами по себе.

Действуя в этой плоскости, мы, даже решив какой-то конкретный вопрос, будем тотчас сталкиваться с новыми препятствиями того же рода и снова катить в гору все тот же, постоянно срывающийся камень. Нужно начинать не со следствий, а с основной причины – глубоко ошибочного, невежественного, а для русской культурной традиции необъяснимого отношения общества и властей к художественной культуре и художественному образованию в целом.

В стране, где художественная культура традиционно являлась сферой воплощения духовно-нравственных ценностей, самопознания и самосовершенствования человека, утвердилось прямо противоположное отношение к ней. Художественная культура обретает в общественном сознании наших дней статус некоего «десерта», необязательного украшения реальной жизни, выступает как частность, не имеющая серьезной жизненной значимости. Либо, что еще хуже, воспринимается как сфера обслуживания, как своего рода парк культуры и отдыха, предоставляющий «пакеты услуг» ищущему развлечений, эстетически неразвитому клиенту, который «заказывает музыку» и потому «всегда прав».

Такое отношение к культуре стремительно нарастает в условиях нынешнего крайнего прагматизма, всевластия рынка и активного формирования «рыночного сознания» человека и деформирует само профессиональное искусство.

Здесь, разумеется, не место подробно говорить об истинном значении художественной культуры в жизни людей. Поэтому ограничимся следующей констатацией. Вся история человечества свидетельствует, что явление, которое мы сейчас называем искусством, или художественной культурой, это неотъемлемая составляющая человеческого способа существования в мире. И ее деградация, утрата новыми поколениями понимания ее неутилитарной, но в высшей степени реальной ценности, утрата ответственности за ее сохранение, развитие и «трансляцию» в будущее – это, может быть, самый короткий путь к расчеловечиванию данного общества. Что может превосходно сочетаться с «компетентностью» во многих других отношениях и становиться от этого еще опаснее. Это ли не проблема национальной безопасности ?

 

О состоянии и возможностях художественного образования

О наличной ситуации в художественном образовании

Об отечественной педагогике искусства

Зачем нужно общее художественное образование?

Объединение усилий образования и культуры

О художественно одаренных детях

Состав школьного художественного (эстетического) цикла

Выводы