slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3 slideshow 4

Надежда Александровна Чиркова

 

Надежда Александровна ЧирковаНадежда Александровна Чиркова

Директор Мытищинского детского дома музыкального воспитания.

 

Надежда Александровна, у Вас в детском доме сразу обращаешь внимание на то, как дети выглядят, смотрят. У них такой вид, как будто в жизни у них все хорошо.

Не так давно на экраны вышел художественный фильм «Принц и нищенка», несколько съемочных дней были у нас в детском доме. Наши дети участвовали в некоторых эпизодах, им было интересно. Съемочная группа отметила, что ребята ведут себя естественно, практически у каждого есть актерские задатки. Почему они такие раскрепощенные? Мы не стараемся сделать наш детский дом закрытым. А наоборот, хотим, чтобы больше интересных людей сюда приходило, чтобы ребята больше общались. Хотелось бы исключить моменты в их жизни, когда «я не знаю, что сказать и как поступить». Мы проигрываем с ними все жизненные ситуации. Они легко и спокойно общаются с журналистами, телевидением. Не так, конечно, как профессионалы, артисты, но им это знакомо. Им это должно помочь в дальнейшей жизни. Вы видели, как они сегодня вели себя на сцене. Выйти, обязательно поклониться - все легко и непринужденно. Но одни мы знаем, наши преподаватели знают, сколько сил и нервов отдано за это спокойствие. Сегодня выступала девочка Вика, она у нас полтора года. При поступлении девочка показала себя с очень неприглядной стороны, дралась, устраивала истерики и т.п., мы даже боялись отправлять её в лагерь в связи с ее неадекватностью. И вот сегодня на сцене, когда она сыграла «Вальс» Б. Дварионаса, я поняла, что у нее все будет хорошо. Или когда квартет из двух девочек и двух мальчишек, пусть очень тихо, с большим волнением, но очень грамотно спел «Дуэт» из репертуара певицы Алсу, грамотно – значит ценно. У каждого ребенка наши преподаватели находят какую-то изюминку и развивают ее. То мальчишки пели а капелла псалмы, то исполняли народные песни под аккомпанемент духового оркестра.

Самое главное, мы все должны доказать и показать детям, что в этой жизни ничего невозможного нет. Ведь первая мысль ребенка: «Да разве я когда-нибудь до этого дотянусь, разве смогу?». У нас есть мальчик Саша, который играл сегодня на валторне, так мы за этим мальчиком несколько раз выезжали в санаторий, чтобы привезти его в детский дом, а он, увидев нашу машину, просто убегал, боялся детского дома. Приступил к обучению в пятом классе, а в девятом этот ребенок получил стипендию Президента Российской Федерации за исполнительское искусство.

Если бы мы не направляли его на все конкурсы, если бы мы в него не верили, если бы не нашли покровителя, который подарил ему эту замечательную валторну, может быть жизнь сложилась бы по-другому. Сегодня он учится на втором курсе музыкального училища им. Прокофьева, и я очень надеюсь, что по окончании училища он придет в детский дом продолжить наше дело.

Спасибо. Хочу задать такой вопрос, что вообще музыкальное воспитание дает ребенку, который не обязательно станет профессиональным музыкантом. Каждому ли ребенку нужна музыка? Зачем ему Бах, Моцарт?

Обязательно нужна, т.к. мы хотим видеть своих детей культурными, образованными, социально адаптированными в современных условиях. Часто ребенок, который приходит в детский дом, думает: «Я не такой, как все, меня предали», в глазах сразу неуверенность, ужас: «Вы что, я буду заниматься музыкой? Да никогда в жизни! У меня ничего не получится!» Вышесказанное олицетворяет Сергей, исполнивший музыкальную пьесу на саксофоне. Он сегодня показал, что никогда не вспомнит своих слов «не буду, не хочу, зачем мне это надо?», теперь перед ним новая ступенька - войти в состав школьного духового оркестра.

Мы должны донести до ребят, что музыка – это такая же работа, она может стать любимой профессией, обеспечить достойную жизнь. Это для тех, кто станет музыкантом. Для тех, кто не станет музыкантом – это поможет в жизни. Мне есть с чем сравнивать. Мы очень часто встречаемся с другими детскими домами. И сравнивая детей, мы отмечаем, что наши дети умеют слушать. А это самое главное для человека. Слушает ли он музыку, слушает ли он собеседника. Ребенок, который умеет слушать, понимать музыку, обязан быть чист душой.

К нам приезжают артисты, симфонические, струнные оркестры, после концертов я всегда спрашиваю их мнение не только об организации концерта, но и о детях. И приятно слышать, когда они отмечают заинтересованность в глазах детей, умение сопереживать. В один из концертов камерного оркестра «Инструментальная капелла», художественным руководителем и дирижером которого является Геннадий Деркач, во время выступления отключился свет. И наши мальчишки не растерялись - они встали за музыкантами с электрическими фонариками, и оркестр сыграл полный концерт. И было приятно слышать слова благодарности музыкантов в адрес наших воспитанников.

А сегодня, когда оперный певец Николай Диденко исполнил, в зале была тишина, ощущение полного единства.

После выступления оркестра первоклассница подошла ко мне и спросила: «Надежда Александровна, скажите мне, пожалуйста, а вот когда играет наш оркестр, у вас вот здесь вот ёкает?» - и показывает на сердце. Я поняла, что этот ребенок слушает музыку сердцем.

Наши дети – самые лучшие. Музыка, кроме наслаждения, любви, волнений, требует огромного труда. Конечно, дети устают и от учебы, и от обязательных режимных моментов. Пытаемся максимально помочь им, больше бывать на улице, на мероприятиях.

Часто слышим, что здоровый образ жизни дает старт успешного жизнеустройства, при этом подразумеваем отсутствие у ребенка негативных зависимостей, а как и где, знак вопроса. Для воспитанников нашего детского дома созданы все условия, чтобы действительно показать преимущества здорового образа жизни. Ребята имеют возможность тренироваться в современном тренажерном зале, зале аэробики, заниматься танцами, рукопашным боем, настольным теннисом и многим, многим другим (в детском доме работают 13 кружков по интересам). Дети с первым снегом становятся на лыжи. Вот так я понимаю должна идти пропаганда здорового образа жизни.

Ну а музыка это музыка. Школьные корреспонденты при интервью со мной спросили: почему я не училась в музыкальной школе? И я им рассказала, что поступила в музыкальную школу, но за обучение нужно было платить, а моя многодетная семья не могла себе этого позволить. Теперь я горжусь тем, что все дети занимаются музыкой, и в этом есть и моя частичка труда.

 Музыка – это очень большая роскошь. И не в каждой семье есть возможность обучать детей музыке. Раньше в России были детские дома с музыкальным образованием, люди приезжали, учились и перенимали наш опыт, в том числе удачное соединение уроков общеобразовательной и музыкальной школ. Сейчас уже не приезжают, не звонят. У меня такое ощущение, что все такие детские дома закрылись. Как известно, все новое – это давно забытое старое. Жизнь показала, что К.Ворошилов, открывая в 1937 году наше учреждение, смотрел далеко вперед, что показательно в результатах нашей работы.

Спасибо. С Вашей точки зрения, что музыкальное образование дает для жизни?

Чувство достоинства, полноценный образовательно-культурный уровень. У ребенка, умеющего слушать, разобрать, сыграть музыкальное произведение, повышается его самооценка, что немаловажно. Музыка делает их открытыми людьми, думающими сердцами. Вспомните – у ребёнка ёкнуло в душе!

Сейчас век технических инноваций и прорывов. Американский социолог Ричард Флорида на основе своих исследований написал книгу о креативном классе. У него есть такая фраза: «Инновации в области высоких технологий невозможны без искусства и музыки». Как вы прокомментируете такое высказывание?

Думаю, человек, который понимает и любит музыку, не может совершить плохого поступка. Можно направить атомную энергию на разрушение, а можно на созидание. Мне кажется, люди, работающие на разрушение, никогда не впускали в свое сердце музыку. Созидать может человек, у которого в душе должна быть музыка легкая, приятная, волнительная, торжественная, возвышенная.