slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3 slideshow 4

Юрий Георгиевич Древс

 

Профессор кафедры управляющ их интеллектуальных систем МИФИ, доктор технических наук, известный хо рист и историк Хора МИФИ.

 

Как Вы считаете, ребёнку, который не станет профессиональным музыкантом, нужна ли музыка?

Пожалуй, я начну с моего жизненного опыта. Меня всю жизнь окружала музыка. Когда я был ещё маленьким, это были песни из кинофильмов, которые пели женщины, собиравшиеся после работы (это были военные годы). Эти песни напоминали им довоенную мирную жизнь и скрашивали тяжёлый военный быт.

Родители мои были очень общительные люди, после войны у нас постоянно собирались всякие интересные люди, и всегда на вечеринках звучали песни. Не классика, а именно песни. В те далёкие времена выпускались массовые сборники песен, среди них были и народные, и героические, и песни из кинофильмов.

По воскресеньям во двор кто-нибудь выносил патефон, и опять звучали песни. Да и в школе у нас были уроки пения. Поэтому всегда можно было найти песню «под настроение», песню, которая бы соответствовала бы твоим собственным эмоциям в данный момент.

Я поступил в институт в очень интересное время: МИФИ тогда славился своей художественной самодеятельностью. У нас было много кружков – струнный оркестр, джаз, танцевальный коллектив, вокальный кружок – и когда организовался хор, у меня даже не было сомнений – я туда записался одним из первых и с тех пор всё ещё пою, вот уже больше 55 лет.

Пожалуй, никто из поющих людей, которых я встретил на своём жизненном пути, не стал профессиональным музыкантом. Но до старости они не расстаются с песней. Почему?

В 60-х годах была развёрнута дискуссия – физика или лирика? Мы тогда горячо обсуждали этот вопрос, и пришли к выводу, что этот спор надуманный. Человек не может быть полноценным нормальным человеком, если он занят только физикой и математикой. Ведь это только для его мозга. А для души? Ведь эмоциональная жизнь так же важна для человека, как и умственная. Нельзя долго стоять на одной ноге, нельзя жить только головой, нужно что-то иметь и для сердца.

Что Вам в жизни это дало?

Острое ощущение силы коллектива. Когда поёт один человек, это один голос, пусть и блестящий, но один. Хор – это масса людей, одинаково чувствующих и одинаково воспроизводящих свои чувства. Это придаёт каждому участнику непередаваемые словами эмоции. Ты чувствуешь себя не отдельным человеком, а частью коллектива единомышленников.

Великий хормейстер Владислав Геннадьевич Соколов как-то сказал: «Хор – это единение сердец». И, пожалуй, лучше не скажешь.

Когда я учился, бывало, хоровые репетиции были как бы разгрузкой от учёбы. Особенно на младших курсах, когда сидишь на лекциях, и чувствуешь, что всё… голова забита наукой, она и уже не воспринимает, наступил предел, конец. Пришёл на репетицию – другие эмоции, другие центры работают, настаёт время и для души. Так они и идут – сердце и разум.

Американский социолог Ричард Флорида писал, что инновации с области высоких технологий невозможны без искусства и музыки. Как Вы это прокомментируете?

Мне представляется следующим образом: для человека и природы вообще очень важна гармония. Во всем. Какое бы мы дело не взяли, какой бы кусочек не вырвали, он должен развиваться гармонично. И с этой точки зрения музыка – отличное средство, чтобы почувствовать эту гармонию. Вероятно, он прав: когда что-то развивается не так, как нужно, как было задумано, то конструктор чувствует этот диссонанс, почти физически чувствует этот дефект. Был такой известный конструктор самолётов – Туполев. Ему как-то представили новый проект. Он взглянул на чертеж и говорит: этот самолет не полетит. Все вокруг удивились - как же так? Почему? «Он некрасивый» - таков был ответ Туполева.

И вот это, действительно чувство гармонии – оно всеобщее. Так что я думаю, что это вот так.

Что Вы порекомендуете родителям, которые будут читать это интервью?

Во-первых, не жалейте времени на приобщение детей к искусству. Используйте для этого все средства: лекции, выставки, музеи, концерты. Пусть ваш сын или дочь не станут профессиональными музыкантами, художниками, артистами, но они будут развиваться гармонично. Тогда их сердца будут восприимчивы к доброму слову, поучению, совету. Вырастут эмоционально чуткими и будут благодарны вам за это.

Во-вторых, остерегайтесь современного радио и телевидения. Искусство никогда не стояло рядом с фанатизмом, оно помогало человеку в его личных переживаниях, было «индивидуальным». Всё, что гремит, что рекламирует себя, что превращает личность в толпу ни о чём не думающих и ничего не соображающих людей – это не искусство, как бы это явление не называлось. Это псевдоискусство. Таково моё мнение.

И, наконец, третье. Для того, чтобы отличить искусство от псевдоискусства, и оградить ребёнка от его вредного воздействия, нужно родителям самим разбираться в этом. А для этого требуется работать над собой. Иного пути нет.