slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3 slideshow 4

Ирина Михайловна Инютина

 

Ирина Михайловна ИнютинаИрина Михайловна Инютина

директор детской школы искусств "Дети синей птицы"

 

Ирина Михайловна, вы много лет работаете с  детьми. Хочу задать вам вопрос  с вашей точки зрения, что занятия музыкой и в особенности пением дают ребенку?

Во-первых, обогащает творчески, улучшает умственную работу мозга. Развивает актерские способности, помогает развиваться дикционно. Учит правильно формировать гласные звуки. Воспитывает на любви, потому что любая песня – это позитив. И вообще музыка и пение – это то, что от рождения человека до его последнего дыхания всю жизнь его сопровождает. И умение красиво петь остается с ним на всю его жизнь.

Спасибо. Сейчас в обществе наблюдается тенденция, что люди поют всё меньше и меньше. Дети, взрослые люди. Складывается впечатление, что  пение уходит из жизни. Почему это так?

Оно уходит, потому что взрослым людям у нас стало некогда петь. И поэтому редки стали общие встречи, ведь людям невозможно найти для этого время. Это во-первых. А во-вторых, у нас не стало по сути хороших песен, потому что раньше их писали композиторы, которые этому учились и поэты, которые тоже этому учились. А сейчас у нас перестала существовать профессиональная тенденция. Может быть из-за того, что все находятся в свободном плавании, и  у многих  нет постоянного заработка. И поэтому очень много песен, которые пишут люди не всегда с профессиональным образованием. Конечно, бывают удачные песни. Но все-таки разница есть, между теми песнями, что писались раньше, и теперешними, несмотря на то, что есть и удачные песни. Неспроста раньше композитор учитывал и мелодическую линию и диапазон вокальных голосов, и чтобы обязательно была драматургия в песне, хоть в детской, хоть во взрослой. И поэтому, неспроста сейчас на ТВ очень часто можно услышать хорошее исполнение, которое заставляет заслушаться, обратить на себя внимание, а потом  оказывается, что это репертуар прошлых лет. Пусть с какой-то новой аранжировкой. Бывают не очень удачные аранжировки, но большей частью их нельзя ухудшить, потому что песенный материал хороший. Поэтому эти песни и звучат. То есть по большей части люди не поют, потому что стало меньше хороших песен, а  жизнь стала более сложной и непредсказуемой, чем раньше. Непланируемая жизнь. И это все накладывает свой отпечаток. Я думаю, что так. Хочется больше хороших песен. Господа композиторы, поэты! Обратите на это внимание.

Другой вопрос. Когда мы с Вами беседовали, Вы говорили, что зажатый ребёнок, занимаясь пением,  начинает раскрепощаться. Как часто вы наблюдали, что дети, которые занимаются музыкой и пением начинают чувствовать себя более свободно и легко?

Всегда. Музыка и актерское мастерство всегда способствует этому. Потому что творчество – это такая удивительная вещь, которая основана на любви. Приходят петь дети, которые этого хотят. Те, кого это не зацепило, уходят, но их единицы.  Поэтому любой человек, любой ребенок, если он хочет чего-то, то он это делает, старается, у него открываются внутренние ресурсы. Конечно, под руководством педагога. И участвуют в этом и тело и душа.   Это происходит по его желанию и в игровой форме. Как правило,  это очень способствует раскрепощению ребёнка.

А на учебе в обычной школе это как-то отражается?

Давно уже известно и ученые это доказали, что чем больше ребенок занимается и особенно творчеством (в старых дворянских семьях же не зря всё это имело место в обязательном порядке) и развивает себя музыкально, танцевально, естественно у него нагрузка на мозг идет другая, и в точных науках он преуспевает гораздо больше, чем если бы у него было свободное время, где бы мозг его не трудился,  а ребёнок болтался бы  на улице.   Из практики давно известно, что музыкальные занятия помогают в школьных занятиях. Бывает, некоторые дети говорят: «Если у меня будет больше свободного времени, то я буду больше учиться». Но никогда ещё это на практике не подтвердилось. Ученик оставляет какие-то музыкальные занятия, и он в любом случае лучше не становится. Но дай бог, если он не ухудшил свой учебный процесс. Как раз занятия музыкой помогают организоваться.

То есть получается, что занятия музыкой помогают и в обучении?

Не просто помогают. Они  ещё и всю жизнь остаются с ним.

А на здоровье это как-то влияет?

Конечно. Кислород. Гимнастика Стрельниковой, дыхательная гимнастика. Известно же, что когда человек начинает петь, у него нормализуется обмен веществ, он правильно дышит, насыщается кислородом. Совершенно точно, что это оказывает положительное влияние на здоровье.

Согласна, спасибо. Последнее, что я хотела бы сказать: есть один американский социолог, Ричард Флорида. У него есть высказывание: «Инновации в области высоких технологий невозможны без искусства и музыки». Как вы прокомментируете такое утверждение?

Наверно, все инновации, даже в области высоких технологий, имеют место благодаря творческому полету, то есть освобожденному мышлению, основанному на точных хороших знаниях. А мышление у нас освобождает в первую очередь творчество. Это основа всех основ. Поэтому все инновации, конечно же, должны опираться на творчество, искусство. Человек должен иметь свободное мышление. Как актер, как певец. Чтобы он мог улететь в какой-то другой мир. Свободное мышление в первую очередь дает творчество. Конечно, все математики, придумавшие инновации, безусловно имели свободное мышление благодаря творчеству.