slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3 slideshow 4

Ирина Дельская

Певица, актриса. Персона России. Дипломант 3 и 4-го Музыкального Международного фестиваля «За вклад в развитие музыкального образования, сохранения культурного наследия России, и укрепление международных культурных связей. Имеет большой опыт работы с детьми.

Нужно ли музыкальное образование?

Безусловно, нужно! Ведь маленький человек ещё не имеет опыта и не может ориентироваться в колоссальном музыкальном пространстве, которое нас окружает со всех сторон. И это музыкальное пространство засорено, как огород. Для того чтобы росли на огороде хорошие культурные растения, нужно сорняки либо убрать, либо, во всяком случае, их выдернуть, чтобы их не было на нашем огороде.

Почему я говорю, что музыкальное пространство засорено? Да потому что как может маленький человек разобраться что хорошо, а что плохо… Конечно, ему нельзя говорить, что вот это хорошо, а это плохо. Ему надо дать знания, представление о том, что классика существует. И он сам сможет в результате своего образования понять, от чего ему надо далеко держаться, а что поближе, какую музыку слушать, а какую не слушать. Поэтому нужно начинать музыкальное образование нужно, когда человек начинает ходить, говорить. Музыка должна быть его спутником, как, собственно, и все виды искусств. Ведь музыка – это и драматургия, балет, опера, и мюзикл и т.д. Это сюжеты, это хорошая литература. Поэтому образование должно быть…

Я как говорю: не музыке надо учить ребенка, а понятию музыкальная культура. То есть все, что касается истоков.

То есть даже не учить, а знакомить маленького человека со всем прекрасным, что принесло человечество в эпоху XVI, XVII, XVIII веков. Потихонечку, чтобы это он знал. Не надо говорить, что это хорошо, надо просто знакомить. Это самое главное - просто знакомить. Вот сегодня мы говорим о Моцарте, завтра о Чайковском, послезавтра… Вот написали такие-то композиторы, вот «Волшебная флейта», вот «Картинки с выставки», Детский альбом Чайковского. Простая классическая музыка.

Есть в классике специальные разделы – музыка для детей. Это самые маленькие – которым 3-4-5-6 лет, до школы. Потом знакомить с более сложной музыкой. Говорить о биографии этого композитора, какую они жизнь прожили, какой пример они нам несут, все вот эти классики. Почему они классиками стали? Почему их музыка так тронула души человеческие? С какими-то картинками, живописью, это нужно готовить.

Я считаю, что сейчас нужно музыкальную культуру преподавать и пение. Через пение человек высвобождает свою энергию. Нужно говорить детям о музыке, а потом петь, петь, чтобы человек именно эту же музыку попробовал петь. Сейчас прекрасные есть караоке, я посмотрела в музыкальном книжном магазине, там целая серия караоке из мультиков, какая прелесть! Возьмите Шаинского, Крылатова, Энтина, Гладкова, Григорий Гладков. Великолепная, совершенно детская музыка, потрясающая, позитивно настроенная. Вот это дети должны петь в караоке. Замечательно, пусть берут микрофон и поют, если некому аккомпанировать, замечательно под караоке. Пускай поют в караоке! Это очень полезно.

Если есть возможность поиграть на инструменте для ребенка, было бы замечательно. То есть, чтобы музыка, живая музыка, была рядом с ребёнком постоянно.

Было бы прекрасно, чтобы классическая музыка звучала и на каких-то торжествах, событиях … Чтобы она стала фоном жизни. Ведь есть огромное количество прекрасной музыки. Вивальди «Времена года», она же очень легкая, Моцарт тот же самый, пожалуйста, Юпитер симфония, 40-я симфония, 41-я и т.д. Дебюсси, более релаксирующая музыка или Равеля, или какие-то фортепьянные вещи, или какие-то инструментальные, или потихонечку опера какая-нибудь, и пусть себе идет «Севильский цирюльник» фоном, я не знаю. Это все очень нужно, и это надо организовать.

Я уже давно и постоянно это делаю. На своих мастер-классах я говорю о музыкальном воспитании, о духовном воспитании. Я говорю о том, что красиво петь невозможно научиться без внутреннего духовного развития. Ведь если человек думает о каких-то низменных вещах, то конечно он уже не сможет красиво петь, ему нечем будет петь. Чтобы красиво петь, душа должна быть богатая. Поэтому я так работаю с детьми, у меня часто бывают индивидуальные занятия с детьми. Вообще каждый ребенок в семье должен на чем-нибудь играть. Это нормально. Я понимаю, что это для некоторых дорого, но пусть сам учится на пианино, пианино нет – пусть гитару купит, гитары нет – гармошку дедушка подарит, или бабушка. Но что-нибудь надо. Потому что чистые звуки они очень хорошо влияют на душу человека.

Я начинаю с классического искусства, знакомства с литературой, с классическим искусством. Потихонечку уже, когда ребенку 9-12 лет, можно уже о серьезной музыке говорить. Можно говорить о Бахе, о более сложной, философской музыке, добавить эту музыку для прослушивания. Я на своих уроках как делаю: даю человеку краски или карандаш и говорю: рисуй, рисуй. Ну-ка расскажи мне, давай поговорим об этом, об этой музыке. Ну-ка закрой глазки, что ты слышишь? И человек заглядывает в самого себя, и невозможно солгать что-то, если ты слышишь органную фугу или прелюдию Ре минор Баха. Конечно же, это космос, человек видит планеты, все что угодно. Вот оно, соприкосновение. Уже душа трудится. Я думаю, что этот человек не пойдёт грабить, не пойдёт убивать, не пойдёт насиловать, он уже будет смотреть в себя, он уже будет чувствовать. Музыкальное образование на элементарном уровне нужно, обязательно.

Как раз хотела подойти к этому вопросу: для чего обычному человеку, не музыканту, нужно это?

Для здоровья. Просто, элементарно, чтобы долго жил. Много мегаполисов, Москва большой город, Новосибирск, Петербург, вся Россия. Очень много городов, где много стресса. Я сама, когда не слышу долго музыку, у меня начинается депрессия - потому что жалко, что-то не получилось, потому что умерла собака, потому что какие-то проблемы, не попал куда-то… все это начинается. Я восприимчивый человек, мне грустно становится от всего плохого, думаю, ну как же это, жизнь-то не удалась, оказывается.

И я включаю Вивальди, Моцарта, Бетховена, у меня через 3 минуты восстанавливается путь, голова встает на место. А уж если я открою альбом какого-нибудь художника – Тициана или Рафаэля или Леонардо, все встает на место. Ну как же могла так плохо думать о жизни, жизнь - она чудесна. И я начинаю думать, что надо сделать … Жизнь начинает вставать на круги своя, на места. Гармонизация идет пространства. Музыка гармонизирует пространство. И у тебя таких мыслей уже нет. Чистится все.

Это как колокольный звон. Колокольный звон тоже чистит. Всегда, когда я слышу колокол, я начинаю плакать. Это потому что у меня происходит катарсис, очищаются какие-то точки в организме, какие-то струны, они начинают вибрировать правильно, и ты от чего-то начинаешь избавляться, от дурного настроения или от чего-то такого, что мы много на себя принимаем… И надо это все как-то вычищать, вымывать. Колокольный звон – как чистая родниковая вода. Классические инструменты классического академического оркестра тоже. Скрипка, валторны, виолончели, все.

Я не против рока. Если послушать хорошую группу Queen или Стинга. Это хорошая музыка для мегаполиса. А вот в чистом поле лучше слушать Моцарта или Вагнера. Классическая музыка - она вечна. Почему она вечная? Потому что она выстраивает, она гармонизирует пространство. Она ближе всего к тонким мирам, к тонким невидимым нам пока мирам.

Ведь в современном шоу-бизнесе очень много того, что засоряет наше сознание. Звучит коньюктурная музыка, которая вычислена, в ней нет оригинального авторского мышления. В ней нет сути, в ней нет музыки. Она вычислена и сделана на потребу низкопробным вкусам, она манипулирует сознанием человека. Она звучит по телевидению, обрушивается на нас отовсюду, и люди по всей стране это слушают и привыкают думать, что если это из телевизора, то это хорошо.

И вот чтобы молодой человек разобрался, в том, что это манипуляция, нужно в обыкновенных школах музыкально образование, уроки музыкальной культуры. Чтобы вкусы формировать, чтобы человек мог понять и разобраться. Многие боятся классики. А если она звучит с детства, человек может почувствовать, что классика помогает ему, гармонизирует его душевный мир.

Поэтому Моцарт будет жить вечно.