slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3 slideshow 4

Борис Николаевич Оныкий

Президент Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Учёный, профессор. Доктор технических наук.

Юбилей Президента МИФИ - Бориса Николаевича Оныкия 

Б.Н.Оныкий: Построить себя - самая трудная задача

Б.Н. Оныкий: «Тот, кто не создал себя, больше ничего не создаст»

 

Нужна ли музыка ребенку, который не станет в будущем профессиональным певцом, музыкантом?

А нужна ли вообще человеку культура и когда начинать её прививать? Давайте посмотрим на мир, в котором мы живем. И на органы чувств, которыми мы обладаем. У нас есть глаза, мы видим мир, мы различаем краски. Мы радуемся цветам, деревьям, пейзажам. Причем эта радость связана с какой-то внутренней гармонией, с представлением человека о гармонии. Мы живем в мире звуков. Есть мир неорганизованных звуков, хаос, а есть звуки организованные, есть даже случайно организованные. Зайдите в весенний лес, остановитесь и прислушайтесь. Поют птицы. И на самом деле если вы прислушаетесь достаточно долго постоите, то можете заметить, что они не просто орут, кому что вздумается. Каждый лес имеет свою музыку. Попробуйте послушать соловьев весной.

А что это означает? Что такое культура? Это перенос чего-то лучшего, это культура и чувств мыслей. А вот культура чувств  прививается опытом, упражнением, показывая лучшие образцы. Я как-то был на концерте в Малом зале Консерватории. Концерт был связан с какой-то национальной музыкой, приехал какой-то национальный коллектив, один из профессоров консерватории такую фразу сказал: мир  организованных звуков. Мне это очень понравилось. Действительно. Мир неорганизованных и организованных звуков, обладающий определенной гармонией.

Знаете, для меня в этом нет вопроса, надо или не надо ребенка знакомить с музыкой, с пением. Надо! Но как это сделать? Как найти возможности.  Я  воспитывался в такое время, когда нашим матерям было не до музыки, все думали, чем детей накормить, но тем не менее,  мать меня  заставила и записала во Дворец пионеров в музыкальный кружок, где была игра на баяне.  Какое-то время я позанимался. Я очень любил петь. Причем петь, когда приходил домой, квартира большая, коммунальная, все на работе, петь можно было очень громко!

Ведь если взять  генетическое начало, то укаждого создания его чувства выражаются звуками определенными. Как собака рычит – по-разному. Тот, кто умеет её слушать, тот понимает, когда к ней можно подходить, когда её лучше оставить в покое. Ну, так ведь и в человеке изначально это есть. А дальше весь вопрос в том, другие люди, которые его воспитывают, будут это развивать в нем, или не будут.

Я очень печально смотрю на все преобразования в нашем образовании. К сожалению, все эти письменные экзамены, тесты… люди разучились говорить. Обратите внимание на бедность речи современной молодежи. Я даже не говорю о жаргоне, лексиконе, всегда был у молодежи жаргон, соответствующий своему времени. Потом он как-то проходил с возрастом. Я говорю о том, когда человеку нужно выразить достаточно сложную мысль. Научиться говорить, научиться выражать свои мысли – это часть образования, вообще культурного развития…

Я стараюсь следить за современным молодежным сленгом – куда деваться, я преподаватель, мне с ними общаться. Надо сказать, что студенты к этим моим усилиям относятся весьма покровительственно, никто не смеется, я даже знаю, что «жесть» на современном языке – это вовсе не кровельное железо, это что-то другое. Но я усвоил.  Это было всегда, это всегда будет, каждое поколение какой-то свой язык временный вырабатывает.

Исходный ваш вопрос  при достаточно аккуратном размышлении имеет только положительный ответ. Детей надо приучать к музыке. Я бы сказал так: надо приучать к гармонии звуков. С первого своего гонорара за первую свою монографию я купил пианино, хорошее, старая немецкая марка. Дети  учились. Я не собирался делать из них музыкантов. Вот по такому принципу: вот это тоже часть культуры, которую так или иначе надо освоить, хоть в какой-то мере. А дальше зависит от учителя.

Что человеку дает то, что он поет, играет. Не музыканту, не профессионалу, что ему это дает для жизни?

Начнем с самых неподготовленных людей, с меня, только слушатель, ни на чем играть не умею. Я когда приехал в Москву учиться… В МИФИ всегда было тяжело учиться, тогда ещё общежитий не было, ездили мы в "Удельную", институт снимал какие-то дачки холодные. Суровая жизнь была. Помню, зимой, до того жизнь достала, ничего не хочется. Я думаю, пойду я по улицам погуляю. До этого я учился в закрытом военном учебном заведении, поэтому мне просто походить по городу уже было счастье. Тем более по Москве. Я ходил, ходил, и на улице Герцена туда забрался, там походил, и вдруг, смотрю, скульптура Чайковского, Московская государственная консерватория. Я зашел, спросил, сколько стоят билеты. У студентов МИФИ была неплохая стипендия. Мы могли себе позволить сходить куда-то. Купил билет, зашел в зал, смотрю, приходят люди, рассаживаются. Люди самые разные, вижу, что люди пришли с работы, по одежде видно. Потом зал затих, я не помню, что тогда исполнялось, какой-то хороший симфонический концерт был. Я просто помню своё состояние. Весь тот негатив, внутреннее напряженное состояние, что все равно ничего не получится, что силы на исходе (физических сил у меня было много, флот научил, а здесь нужно было ещё совсем другую энергию), как-то все это отошло. Ты погружаешься в мир, говоря языком профессора Консерватории, организованных звуков. Прекрасно организованных, художественно организованных. Просто ты в них растворяешься, обо всем забываешь.

 Я не изучал физически эти процессы, но неизбежно жизнь всего живого, она связана со множеством циклических процессов, которые в нас происходят. Циклы, ритмы, другими словами. Я допускаю, что они расстраиваются, также, как музыкальный инструмент расстраивается. Потом что-то внешнее тебя настраивает, тебе становится легче, приятнее, спокойнее жить. В общем, становится хорошо. Но если хорошо, человек всегда стремится к тому, что хорошо, и стремится избежать того, что плохо. Вот и все мое нехитрое представление об этом. На ваш вопрос я могу ответить только положительно, все усилия, связанные в воспитанием детей, с музыкальным воспитанием в широком смысле, это и пение, и игра на инструментах  - это хорошо.

 Если этого нет - это проблема, и это, с моей точки зрения безусловная ущербность в воспитании. Всякую ущербность добрые люди стремятся как-то ликвидировать. Нельзя оставлять усилия. Смотрите, Надежда Васильевна Малявина - это же подвижник. Таких подвижников немного в жизни. Но в результате их жизни все остальное сохраняется, и культура сохраняется.

Американский социолог Ричард Флорида в книге «Креативный класс» написал: «Инновации в области высоких технологий невозможны без искусства и музыки». Как Вы это прокомментируете?

Довольно тяжело иногда комментировать фразу, вырванную из контекста, здесь довольно легко ошибиться. Но я бы сказал вот что: наверное, слишком буквально понимать это вряд ли можно.  Вот если бы он сказал так: «Созидателя нельзя вырастить без музыки», я бы с ним согласился.  Ничего нельзя абсолютизировать, но я бы сказал так: в целом правильная мысль. С ней не надо спорить. Её можно только уточнять.

Что вы порекомендуете родителям, которые будут читать это интервью?

С одной стороны надо понимать, а кого ты хочешь воспитать?

Образование человек один раз получает. Дальше он обучается чему-то новому, но он обучается быстрее, если у него есть образование. Если образования нет, это означает, что вы обрекаете своего ребенка на следование исключительно моде, нужно ему это или не нужно. У него нет ничего другого. Вы не воспитываете в нем вкус. Искусство, которое нравится другим людям, я имею в виду живопись, музыку, скульптуру и пение как часть музыки, оно содержит в себе какой-то очень важный элемент.

Что такое красота? Я сейчас дам свое определение красоты, вы на него не слишком нападайте, потому что они моё. Красивое – это всегда то, к чему невозможно ни прибавить, ни убавить. Вот эта гармония. А в человеческих отношениях, во всякого рода замыслах действия, можно выразить по-другому – чувство меры.

А обладать в жизни чувством меры очень важно. В любых житейских вопросах. Мы часто говорим – человек хороший, плохой. Все это находится на одной шкале. Доброта – хорошее качество. Продолжай, продолжай, продолжай, и тебя оберут как липку, у тебя ничего не будет и нечем будет детей кормить, где-то надо остановиться.

А вот с этим чувством меры посмотрите как жизнь устроена. Сам человек с помощью своих технологий может создавать температуры от 0 до миллиона градусов ядерного взаимодействия. 6 порядков величин. А теперь возьмем что-нибудь живое, того же человека. У него внутренняя температура 36.6. Попробуйте на градус низ или на градус вверх – что будет? Уже недомогание. На самом деле, жизнь – это существование в очень узкой щелочке, очень узком диапазоне параметров. Поэтому о ней надо заботиться и стремиться не выходить за эти пределы, за исключением специальных случаев, которые надо называть тренировкой, но это должен быть контролируемый выход.

 Смотрите, если вы готовитесь к участию в Олимпийских играх, вам придется работать как лошади, но при этом вы можете испортить себе здоровье. Или, скажем, вы хотите учиться в МИФИ. Так научитесь работать, когда уже все устали, и ничего. Все решили шесть задач, а тебе задано 60. Они пусть спят, а ты продолжай.

Прежде всего решите, кого вы хотите вырастить. Если вы хотите вырастить самостоятельного культурного человека, пропорционального во всем, который не шарахается в крайности, здорового, интересного человека -  тогда его нужно развивать гармонично. И прежде всего, конечно же, надо развивать все, что в человеке заложено. Надо развивать его речь. Начните, прежде всего, вот с чего. Начните просто разговаривать с ним.  Конечно, женщине надо ужин сготовить, муж пришел, не пришел, устал, какая-то ругань, начальство, то сё. В газете что написано, по телевизору футбол, наши проиграли… Успокойтесь. Рядом с вами ребенок. Начните с ним разговаривать. Что-то рассказывайте. Попросите его что-то рассказать, пусть он говорит. Не обрывайте его. Покажите, что вам это интересно. И когда прислушаетесь, очень внимательно, услышите, что действительно очень много интересного может сказать ребёнок. Это ведь взгляд человека ещё не обремененного никакими социальными оковами. И их наблюдения, высказываемые иногда, бывают очень интересными. Человек должен  научиться говорить, выражать свои мысли.

Что касается музыки, пения. Мне кажется, что это важно.  Музыка – это высший класс. Я думаю, что если у людей есть такая возможность, по крайней мере, попросите его спеть что-нибудь. Да, со всеми диссонансами, ошибками – пусть поёт. «Замолчи, тебе медведь на ухо наступил!». Пусть поёт. А если вы можете с ним что-то спеть, тоже будет хорошо.  Это часть мира, в котором живет человек, это звуки. Речь наша связана и с мышлением, этому надо уделять внимание. И самое главное в отрицании не быть категоричным ни в коем случае. Вы можете, конечно, сожалеть о том, что «да всё понимаю, хорошо, но вот музыкальная школа далеко, учителя пригласить дорого». Но, может быть, в школе есть кружок?

 Тяжелое это дело, по себе знаю. И в этом направлении время от времени может быть даже нужно заставлять… Я все-таки сторонник некоторого разумного… слово «насилие» неподходящее, но, тем не менее, заставлять, надзирать, а потом, когда человек освоит, поймет, тогда начинается удовольствие. Ведь удовольствие всегда от хорошо выполненной работы. Научись быть мастером. Знаете, как приятно иметь в компании человека, который владеет инструментом.

Я как-то помню, была командировка на Новую землю. Там собралось много офицеров, особо не погуляешь. А в клубе офицерском кто-то из наших офицеров им Министерства обороны хорошо мне знакомом сел к пианино и начал играть. Все затихли, всем стало хорошо. Это очень важно для человека во всех отношениях.

Главное, все что угодно, только не оставлять детей на улице. Только не оставлять их без дела. Безделье – это начало всех бед, ребенка надо занять. А занятия должны быть разные.

Вот у нас у нас физико-математические лицеи не случайно возникли. Добросовестное физико-математическое образование МИФИ постоянно ведёт, в т.ч. и в школах.  Знаете, в этих школах очень хорошо, как правило, поставлено и художественное воспитание. Это не противоречит, это все звенья одной цепи. Это все компоненты одного и того же. Лицей 1511, там организовали художественную студию. Причем хорошие люди организовали, одна учительница по математике все это поддерживает, хобби у человека.

Хобби, по-моему, даже важнее, чем основная специальность.  Возьмите в том же лицее 1511. Там у них есть младшая группа мужского хора МИФИ, иногда выступает вместе, это очень интересно выглядит. Я бывал у них на концертах, очень много всяких талантов. Кто-то иногда выступает, ребята, и видно, что это специализированная школа. Один танцор выступал, просто прелесть.

 А в МИФИ возьмите, ну как люди могут без этого жить? У меня был ректорский кабинет, а потом вход в конференц-зал прямо из кабинета. Я в свое время потратил очень много сил, чтобы найти женщину-руководителя поэтического общества МИФИ.  Уговорил, вернулась и начала вести поэтический кружок. С одной стороны, ребята там читали стихи других поэтов, авторов известных, свои стихи очень интересные читали, пели бардовские песни. Поэтому я обычно, чтобы их не смущать, чуть дверь приоткрывал, сижу, работаю, а сам слушаю, о чем ребята поют. Иногда такие чУдные песни! Разного уровня, каждый пробует, получается по-разному, но иногда просто очень чУдные. Это в человеке живет от природы. Это можно или приглушить или развить. А дальше если просто его свободным оставить, он начинает в эту сторону так или иначе двигаться. Но здесь конечно надо подхватить. Чтобы был  кто-то, кто собирает, объясняет, рассказывает, поправляет, восхищается.

Так вот, я даже как-то, ещё когда думал, что в нашем образовании инновации пойдут совсем по-другому, как-то даже выступил со статьей о необходимости сочетания гуманитарного и естественно-научного образования. Просто старался показать, что культура едина. Культура едина. И задача высшего учебного заведения не просто подготовить профессионала – профессионалом он станет на работе. Не только дать систему знаний человеку, но и воспитать его чувства, сделать его культурным человеком с разных сторон. А культура – это просто развитие того, что в человеке есть от природы, и больше ничего.

Все развитие чего-то противоестественного обязательно попадает в какую-то галиматью, с этим потом бороться начинают и правильно делают. А то, что в человеке заложено природой, надо развивать, потому что без этого жить тяжело. Так вот, одна из мыслей, которые я высказывал – это преподавание гуманитарных дисциплин. Нам надо не в аудиториях культуру прививать, надо ребенка водить на концерты, надо, чтобы он участвовал в художественных коллективах. Надо погружать его в культуру, создавать вокруг него культурную жизнь.