slideshow 1 slideshow 2 slideshow 3 slideshow 4

Анатолий Головков

 

Анатолий Головков,

Писатель, кинодраматург. Cтраница на facebook.

 

Как Вы считаете, нужно ли ребенку, который не станет профессиональным музыкантом, артистом, знать основы музыки?

Безусловно, надо. Если под понятием «основы музыки» иметь в виду музыкальную грамоту, то знать ее ребенку стоило хотя бы в рамках общего культурного развития. Но мне кажется, вопрос звучит несколько шире. Есть в музыкальных училищах такой предмет – музыкальная литература. Я бы его ввел в школах, примерно с 5 по 10 класс. Это дало бы знания, нужные каждому образованному человеку нашего века. Потому что, в конце концов, если даже ребенок выбирает музыку как будущую профессию, то поверхностное знание музыкальной литературы делает исполнителя, может, и техничным, но бедным по духу. Чего стоит «писатель», который знает о литературе понаслышке? Нас учили так: не просто играй, проживи свою музыку вместе со своим инструментом. Прочувствуй эпоху, когда эти нотные строчки были написаны. Живи не на плоскости, а в объеме. Или – если музыканта из дитяти не получается: приходи в концертный зал не как случайный прохожий, а как человек, которому знаком хотя бы трехчастный симфонический цикл. И тогда музыканты сделают твой мир богаче…

Если да, то что ему для его жизни это дает?

Этого не знает никто. Потому что музыка иногда лечит и спасает, иногда толкает на необдуманные поступки. Но чувствительного человека не оставляет к себе равнодушным. Почти как курьез, рассказывают следующую историю. В середине XVIII века гастроли знаменитого итальянского певца-кастрата Карло Фаринелли в Мадриде совпали с очередной депрессией испанского короля Филиппа V. Он заперся в своих покоях, отказывался от еды и никого не впускал. Тогда его жена Елизавета попросила артиста спеть под дверью короля. Певец исполнил сначала несколько арий, затем его попросили остаться, шли дни, король все слушал. И случилось чудо: он выздоровел. Там, где не могли помочь снадобья, достиг цели голос певца, наделенный необычной силой. Силу влияния музыки на окружающую среду изучают в лабораториях, и приходят к странным выводам. Например, что под ее воздействием растет урожай, изменяется структура воды, коровы дают больше молока. Хотя у пшеницы, воды и коровы вряд ли спросишь, что им больше нравится, джаз, рок или классическое наследие.

Что Вы хотели бы порекомендовать родителям, которые будут читать это интервью?

Верить своим детям. Они не поверят вам, если вы не верите им. А надо, чтобы поверили. Иначе не ясно, как двигаться дальше, на что надеяться. Их внутренний мир будет заперт для вас. Но музыка оказывается в этом смысле спасительной.

Вот что я рассказал бы родителям, окажись они передо мной.

Скажите своим детям, что если они не слушают музыку, то пусть послушают историю про того, кто ее создавал.

Лично на меня большое влияние оказывает Шуберт, которого я даю сейчас слушать детям и внукам сызмала.

Францу Шуберту не хватило года до возраста Христа, он ушел в тридцать два года. К этим годам Бетховен, которого Шуберт обожал, считал учителем и даже завещал похоронить себя на том же кладбище, еще не создал главных вещей – ни Героической, ни Пасторальной, ни Девятой симфонии. Шекспир еще не написал «Гамлета». Сервантес - «Дон Кихота». Но Шуберт, которого почти знали современники, он не занимался саморекламой, успел себя обессмертить, создав невероятное количество произведений, среди которых на удивление велик процент вещей не просто хороших, а по гамбургскому счету отличных, высочайшей пробы.

А если ваши детишки не могут оторваться от плеера, если их, как магнитом, тащит на концерты, или они день-деньской просиживают у монитора, но не как геймеры, а как слушатели настоящей музыки, - то еще вы лучше поймете меня. Или может быть, вы любите вместе с детьми слушать музыку в церкви? Не удивительно. Ведь речь идет о такой силе, что церковь, начиная с ее зарождения, открыта для творчества, а Библия - источник неисчерпаемого вдохновения.

Многими композиторами произведения созданы по ее сюжетам. Духовная музыка обязана великим архетипам из глубины веков, архетипам, которые имеют настолько мощную энергетику, так универсальны по своей природе, что к ним никогда не угаснет интерес. Расскажите вашим отрокам и отроковицам, что многие гениальные вещи написаны с благословления небес. Иначе даже священникам трудно объяснить воздействие, которое оказывает музыка на паству.

Честная музыка прекрасна в своем многообразии, и все жанры хороши – от фольклора до сложнейших симфоний. Если повезло окунуться в джаз, чтобы в нем участвовать, то разве не поразительно взаимопонимание на таком уровне, что солисты импровизируют в два голоса и ни разу не попадают в лишнюю секунду? Или испанская гитара, которая способна перенести вас в Севилью… Или орган и многоголосье хора… Или пентатоника восточных мелодий… Но думается, самое важное, что музыка захватывает вашу душу, владеет ею, очищает и дает надежду на лучшее.